Загадки истории и современности

Данная программа дополняет школьный курс истории России с древности до середины XVI в. сведениями о военной истории и об искусстве полководцев, расширяет знания обучающихся по культуре и краеведению. Программа призвана привить интерес к истории Отечества, а также сформировать навык самостоятельной работы с литературой и источниками, умение анализировать видеоматериал, применять знания в игровой и творческой форме. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Особенности реализации программы «Загадки истории и современности» заключаются в использовании игровых форм, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают учащихся к значительным умственным усилиям. В преподавании курса «Загадки истории и современности» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов; портреты великих полководцев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Творческие работы, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

Педагоги

Ушкова Анастасия Андреевна, педагог истории и обществознания, 1 квалификационная категория.

Содержание программы

Введение. Неразгаданные тайны истории

 История России

Теории происхождения Руси

Князь Владимир: варвар или святой?

О чём говорится в «Поучении»?

Кто автор «Повести временных лет»?

Основал ли Юрий Долгорукий Москву?

Где могила Чингисхана

Зачем приходил Биргер?

Был ли Александр Невский союзником Батыя?

Кто построил первый московский кремль?

Где находится поле Куликовской битвы?

 

История России

 Как Василий II стал «тёмным»?

Почему Тамерлан не дошёл до Москвы?

Откуда у Ивана III появился византийский герб?

Иосифляне и нестяжатели: спор не на жизнь а насмерть

«Москва – третий Рим»?

Юрьев день: почему его так ждали крестьяне?

 

Загадки улиц нашего города

 

Цели программы

Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность.

Результат программы

Формирование у учащихся исторического мышления, а также развитие умений и навыков, таких как:

•          умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;

•          умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;

•          умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;

•          умение анализировать исторический источник;

•          умение оперировать историческими датами;

•          умение устанавливать причинно-следственные связи;

•          умение анализировать исторические события и различать мифологическую сторону событий от реальной.