Подвижные игры

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предпо­лагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать.

Педагоги

Обеспечение тренерской деятельности


Учитель по физической культуре 


Медицинское обеспечение


Медицинская сестра 

Содержание программы

1. Теоретические основы физического воспитания

1.1. Физическая культура человека и общества.

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья и физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины.

1.2. Понятие о гигиене и санитарии.

Личная гигиена, предметы гигиены. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к питанию, одежде и обуви. Гигиеническое значение кожи, значение сна, утренней зарядки в режиме дня. Врачебный контроль и самоконтроль.

1.3. Режим и питание.

Требования к режиму дня спортсмена, режим питания, регулирование веса. Режим учебы, отдыха, занятий физкультурой. Значение витаминов и минеральных веществ, их нормы. Понятие о рациональном питании. Режим дня во время соревнований. Профилактика «вредных» привычек, их негативное влияние на здоровье спортсмена.

1.4. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.

Меры личной и общественной профилактики заболеваемости и травматизма. Травматизм в спорте. Виды и способы оказания первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях. Техника безопасности на занятиях физической культуры.

2. Физическое совершенствование обучающихся

2.1. Начальные умения и навыки

         Строевые упражнения (построение, расчёт, изменение скорости, направления движения, игра «Зеркало»)


          Общие развивающие упражнения (ОРУ)


Упражнения для рук и плечевого пояса: - из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа, во время ходьба); - сгибание и разгибание рук; - вращения; - махи; - отведение и приведение; - рывки одновременно двумя руками.


Упражнения для ног: - на укрепление стопы; - сгибание ног в тазобедренных суставах; - приседания; - отведения; - приведения; - махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; - выпады; - прыжки со скакалкой; -  подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.д.); - сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; - прыжки (на одной, на двух ногах, в длину).
Упражнения для шеи и туловища: - наклоны, - вращения, - повороты, - круговые движения туловищем, - смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, - различные сочетания этих движений.
 
Игры подвижные: - игра на внимание - «Выбери друга», рекреационные игры.


2.6. Способы самостоятельной деятельности

самостоятельные занятия, способы организации и контроля за собственным физическим и личностным развитием: - разработка режима дня; - освоение комплексов общеразвивающих упражнений; - освоение двигательных действий игры в баскетболе, футболе, пионерболе; - освоение способов закаливания; - освоение основ техники игры в баскетбол, футбол, пионербол; - освоение основ тактики нападения и защиты; - освоение теоретических знаний по физическому воспитанию и баскетболу, футболу, пионерболу; - умение самостоятельно проводить разминку; - ведение дневника самоконтроля, освоение приемов оказания первой доврачебной помощи, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения физических упражнений и др.
 

3. Контрольные испытания

Контрольные испытания осуществляются на основании диагностики учебно-воспитательной деятельности. Диагностика учебного процесса проводится на основании методики тестирования физической подготовленности обучающихся и разработанных тестов теоретической подготовки. Диагностика эффективности воспитательного процесса осуществляется на основании карты индивидуального развития ребенка, см. «Диагностика образовательного процесса» в разделе программы «Методическое обеспечение программы».

4. Участие в соревнованиях

Организация и проведение спортивных соревнований осуществляется в соответствии с календарем спортивно-массовых мероприятий.

 


 
 

Цели программы

Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в физическом совершенствовании: формирование основ культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спорта, выявление спортивно одаренных детей.

Результат программы

Личностные 

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные 

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные 

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.

В области трудовой культуры:

  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
  • умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • включение занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;
  • выбор индивидуальной траектории физического развития профессионального самоопределения в области физической культуры и спорта.
  • проведение самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитие физических качеств, совершенствование техники движений.

 

 

 

Особые условия проведения

Начало учебного года - 1 сентября

Количество учебных дней в году - 204

Продолжительность учебного года - 34 недели

Продолжительность учебной недели - 6 дней

Сменность занятий - 1 смена

Длительность занятий - от 45 минут до 90 минут (1,5 часа)

Начало занятий - через 45 минут после окончания учебных занятий по общеобразовательным предметам

Каникулы - осенние с 28.10.2020 по 04.11.2020; зимние с 31.12.2020 по 09.01.2021; весенние с 21.03. 2021 по 29.03.2021

Окончание учебного года - 31.05.2021

Материально-техническая база

  1. Спортивный зал малый 14×7=118,9 м2 шт 1
  2. Спортивный зал большой 18×9=147,1 м2 шт 1
  3. Раздевалка (для мальчиков, для девочек) шт 2
  4. Гимнастическая форма (шорты, футболка) комплект 10
  5. Снарядная шт 2
  6. Стенка гимнастическая шт 1
  7. Скакалка детская шт 20
  8. Мяч баскетбольный шт 5
  9. Мяч волейбольный шт 5
  10. Мяч набивной шт 5
  11. Мяч для метания шт 5
  12. Мат гимнастический шт 10
  13. Палка гимнастическая шт 20
  14. Обруч шт 20
  15. Рулетка измерительная шт 2
  16. Щит баскетбольный шт 2
  17. Сетка для переноса и хранения мячей шт 1
  18. Сетка волейбольная шт 1
  19. Скамейка гимнастическая шт 10
  20. Канат подвесной шт 1
  21. Секундомер шт 3
  22. Свистки шт 3