"Волшебные жгутики" (Пейп - арт)

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она ориентирует детей на творчество, самостоятельность в поисках композиционных и цветовых решений. Соблюдается последовательное усложнение технологий на протяжении всего года. Погружение в мир бумажного искусства в программе тесно связано с изучением окружающего мира, художественных приемов, стилей декорирования.

Так как, по данной программе обучаются дети старшего возраста, то задания соответствуют по сложности. Если работа коллективная, то она делится на элементы, которые воспитанники выполняют в соответствии со своими возможностями. В программе предлагаются одинаковые темы для всех возрастов, но при выполнении задания, различаются формат и сложность отдельных деталей.

Педагогическая целесообразность программы

Ценной особенностью бумаги является возможность с самых первых шагов обучения изготавливать практически полезные, нужные вещи. При работе с бумагой совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Дети сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания. Занятия конструированием в технике «Пуйп-арт» вырабатывают у воспитанников, такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.

Педагоги

Воспитатели Детского сада

Воробьева Наталья Владимировна-воспитатель 1 квалификационной категории, стаж работы- 32 года

Ермак Виктория Федоровна-воспитатель 1 квалификационной категории, стаж работы- 13 лет

Содержание программы

Занимаясь техникой пейп-арт, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, память, фантазия, художественно-творческие способности.

Социальная значимость программы заключается:

  • в возможности самовыражения с использованием доступных средств – бумаги.
  • в экономичности и доступности материала;
  • в возможности использования созданных на занятиях изделий в качестве подарков, сюрпризов для родных, друзей и близких, для декоративного оформления группы, создания уютного интерьера дома;
  • в индивидуальности: каждое изделие имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход;
  • в социализации: возможности самовыражения личности, формированию коммуникативных навыков, прямому общению обучающихся в объединении.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок самостоятельно должен уметь сделать поделку);
  • групповая (при коллективной работе каждая группа выполняет свое задание);
  • коллективная (в процессе выполнения коллективной работе дети работают все вместе)

Формы занятий:

  • традиционные и практические, комбинированные;
  • игры, участие в конкурсах (муниципальных, регионных и российских).

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемами др.)

Направления работы:

  • Изготовление аппликации в технике «пейп-арт».
  • Изготовление приглашений, открыток к празднику.
  • Изготовление картин в технике «пейп-арт».

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (соответствие возрастным и индивидуальным
  • особенностям развития ребенка);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
    «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работах).

Комплекс мероприятий состоял из трех последовательных этапов. Каждый этап состоял из четырех занятий по художественному конструированию с использованием техники пейп-арт.

Комплекс мероприятий состоит из трех последовательных этапов. Каждый этап состоит из четырех занятий по художественному конструированию с использованием техники пейп-арт.

  • На первом этапе- дети знакомятся с разными свойствами бумаги (мягкой, жесткой, различной прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой и всевозможной окраски) узнают как с ней по разному можно действовать: мять, рвать, скручивать, клеить и создавать разные формы.
  • На втором этапе дети знакомятся с разной цветной бумагой (в основном мягкой): гофрированная, писчая, газетная, столовые салфетки и т.п. В конце занятия вместе с детьми рассматриваются результаты деятельности с целью их «опредмечивания».
  • На третьем этапе дети осваивают более сложные композиции, выполняемые в данной технике с использованием скручивания бумаги в жгутик, влажными руками.

Педагогические условия -влияющие на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по освоению техники пейп-арт можно считать:

  • Первое условие – взрослый не должен спешить, давать ребенку ответы на поставленные вопросы.
  • Второе условие – организация интересной содержательной жизни ребенка в детском саду и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения.
  • Третье условие – предложения действенных мотивов деятельности, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.
  • Четвертое условие – свободный доступ к материалу и инструментам. Поэтому под рукой у детей всегда должна быть бумага, клей, ножницы, лопатки для клея и др. 

Краткая характеристика процесса обучения. 

  • Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информацию о технике «пейп-арт», сведения о том, какие материалы и инструменты будут использоваться.
  • Практические часть работы включает обработку бумаги и оформление аппликаций, открыток, картин.

Цели программы

Способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы. Развитие всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники «Пейп-арт», как художественного способа конструирования из бумаги.

Результат программы

  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы, и движения фигур.
  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.

Особые условия проведения

Особых навыков занятий в кружке на требуется

Материально-техническая база

Оборудование: ТСО: (компьютер, экран, проектор, столы, стулья, шкафы для размещения готовых изделий, красок, инструментов.

Инструменты: ножницы, карандаш, линейка, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, банки для воды, кисти разных размеров.

Материалы: цветная, крепированная, текстурная, копировальная и самоклеющаяся бумага, картон, газета, калька, фольга, ватман, цветные нитки, тесьма, вата, кусочки ткани, капроновые ленты, бисер, клей ПВА, скотч, проволока, гуашь, акварельные краски, деревянные рейки, спичечные коробки, бросовый материал (пластиковые бутылки, лоток для яиц и пр.), пластилин, салфетки, шерсть, краски для батика, рамки для батика, ткань, шаблоны, репродукции, образцы работ, фетр, бижутерия.