«Будем с песенкой дружить»

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.Программа разработана на основе: Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), авторской программы «Игровая методика обучения детей пению» (Автор: Ольга Валерьевна Кацер) и Программы «Вокально-хоровая работа в детском саду» (Автор: Марина Юрьевна Картушина).

Педагоги

Можаева Татьяна Алексеевна- образование высшее, 1 квалификационная категория, общий стаж работы 25 лет

Содержание программы

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Разделы программы носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами вокального мастерства, такими как:

1.Певческая установка и дыхание- Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

2. Звуковедение, дикция- Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.

3. Вокальные упражнения-распевания- Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

4. Строй и ансамбль- Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. 

5. Формирование исполнительских навыков- Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

6.Работа над исполнением хорового произведения-Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

 Структура занятия.

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным

Все занятия проходят по структуре: 

игра-приветствие,

артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова,

интонационно-фонетические упражнения, упражнения для распевания, пение.

Цели программы

Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Результат программы

1 Дети проявляют интерес к вокальному искусству, вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

2. Поют без напряжения, плавно, легким звуком; произносят отчетливо слова, своевременно начинают и заканчивают песню; поют в сопровождении музыкального инструмента;

3. Внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения;

4. Поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);

5. Воспроизводят и чисто поют общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;

6. Сохраняют правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;

7. Поют индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

8. Активно участвовуют в выполнении творческих заданий;

9. Исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Особые условия проведения

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение Программы

Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

Фланелеграф -при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.

Мольберт - знакомство с нотами, звуками.

Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.

Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.

Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на музыкальных инструментах.

Программы, сценарии концертов.

Сборники песен, попевок.

Музыкальные произведения для разучивания с детьми  на музыкальных инструментах.

Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Ноутбук - презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.