Волшебные лоскутки

Программа дополнительного  образования «Волшебные лоскутки» опирается на следующие нормативные документы:

Рабочая программа составлена в соответствии:

Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. 
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. № 2.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.

 

Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.

В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в лоскутном шитье, которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно

Актуальность.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ведущая идея:

Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.

Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность выразиться самому

Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.

Программные задания расположены по принципу от простого к сложному. Программные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы.

Направленность программы: духовно-нравственное, общекультурное.

Педагоги

Денисюк Татьяна Николаевна

Содержание программы

Содержание программы первое полугодие

Тема 1. Вводное занятие.

Содержание деятельности в кружке. Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты и приспособления. Использование тканей для лоскутного шитья. Основы цветоведенья. Правила техники безопасности.

Тема 2. Ручные швы.

Теоретические сведения. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.

Практическая работа. Выполнение ручного соединения лоскутов.

Тема 3.Машинные швы.

Теоретические сведения. Порядок и варианты выполнения швов для обработки изделия. Шов стачной взаутюжку, вразутюжку. Швы вподгибку с закрытым срезом, с открытым срезом.

Практическая работа: Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка.

Тема 4.Обработка краев изделия (обтачкой).

Теоретические сведения. Правила раскроя обтачки. Варианты оформления уголков.

Практическая работа. Выполнение обработки края изделия.

Тема 5.Шитье из полосок.

Теоретические сведения. Правила раскроя полосок. Цветовые сочетания.

Практическая работа. Выполнение прихватки: раскрой, сборка 3 слоев, стежка, обтачивание.

Тема 6.Шитье из квадратов и прямоугольных треугольников.

Теоретические сведения. Правила раскроя блоков, игрушки. Сборка сэндвича. Сборка из блоков прихватки, салфетки. Соблюдение нити основы. Правила сборки изделия. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой блоков для салфетки, прихватки. Раскрой игрушки "Клоун". Пошив изделий. Оформление готовой работы.

Тема 7. Техника спираль.

Теоретические сведения. Правила шитья по основе. Цветовые сочетания.

Практическая работа. Настрачивание уголков. ВТО. Пошив коврика для игрушки.

Тема 8. Пошив лоскутных изделий.

Теоретические сведения. Правила раскроя. Цветовые сочетания, оформление краев изделий. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой изделий. Сборка сэндвича. ВТО. Оформление готовых изделий.

Тема 9. Зачетное изделие.

Выполнение зачетных изделий в любой изученной технике.

Тема 10.

Участие в выставках декоративной направленности.

Содержание программы второго полугодия

Тема 1. Вводное занятие.

Содержание программы на новый учебный год. Подготовка к работе. Правила техники безопасности.

Тема2. Блоки из полосок (шитье по основе)

Теоретические сведения. Правила шитья по основе. Цветовые сочетания.

Диагональная раскладка. Прямая раскладка. Схема «Бревенчатая изба». Схема «Пестрая дорожка». Схема «Паркет», схема «Пашня», схема "Ананас". Сборка от центра.

Практическая работа. Выкраивание полосок. Шитье от центра. Сшивание цепочки. Шитье из отдельных полос. Пошив из блоков одеяла для игрушки, подушки для игрушки. Сборка сэндвича. ВТО. Оформление готовых изделий.

Тема 3 . Блоки из квадратов.

Теоретические сведения. Правила раскроя. Расчет шаблонов. Цветовые сочетания, оформление краев изделий. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой шаблонов. Выполнение квадратов. различной сборки. Выполнение из пошитых блоков интерьерной салфетки.

Тема 4 . Аппликация.

Теоретические сведения. Виды и способы выполнения аппликации. Аппликации нашивная и прорезная. Вспомогательные материалы для выполнения аппликации. ВТО. Правила безопасного труда.

Практическая работа. Раскрой аппликации и основы, раскрой вспомогательного материала(клеевого). Выполнение аппликации на изделии. Оформление панно.

Тема 5 . Техника"Уголки"

Теоретические сведения. Технология складывания уголков.

Практическая работа. Обмеловка и раскрой деталей. Соединение уголков с основной деталью. Нашивание уголков на основу коврика. Оформление краев изделия.

Тема 6 . Многогранники.

Теоретические сведения. Правила выполнения шаблона для многогранников.

Практическая работа. Раскрой шаблона для многогранника. Выполнение многогранника. Раскрой деталей игрушки "Черепаха". Сборка многогранников. Пошив игрушки.

Тема 7 . Зачетное изделие.

Выполнение зачетных изделий в любой изученной технике.

Тема 8. Итоговая выставка.

Участие в выставках декоративной направленности.

Цели программы

Целью программы является создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.

Результат программы

Результативность образовательной программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

названия основных и операций при пошиве;
применение лоскутной работы в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные виды лоскутной работы (ручной , машинной сборки);
основные виды составления орнаментов из блоков;
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.