Общеразвивающая программа дополнительного образования "Волейбол"

Волейбол, как командная игра способствует развитию у обучающихся многих весьма ценных качеств и навыков, необходимых им в дальнейшей жизни. Игра учит думать и принимать решение за доли секунды - ведь летящий тебе мяч можно сыграть по-разному. К принятию правильного решения ребенок придет путем многих проб и ошибок, а этот опыт пригодится в жизни. Все движения в мини-волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости. Игра вызывает качественные изменения в двигательном аппарате. Прыжковые игровые действия укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Цель программы: повышение физической подготовленности подрастающего поколения и привлечение к здоровому образу жизни с помощью игр в пионербол и мини-волейбол, как одной из форм активного отдыха.

Программа отличается учебной нагрузкой от школьных программ и от программ ДЮСШ, и ещё главное отличие от программ ДЮСШ - нет специального отбора и заниматься могут все дети, которые желают научиться играть в волейбол и не имеют медицинских противопоказаний к занятиям. Для обучающихся нет строгого ограничения по возрасту: пройдя соответствующую аттестацию независимо от возраста можно заниматься по программе в соответствии с уровнем подготовки.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу.

 

 

Содержание программы

Теоретическая подготовка 

Теоретическая подготовка проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха. При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст учащихся и излагать материал в доступной им форме. Весьма полезен коллективный просмотр фильмов о спортсменах и их совместное обсуждение.

Дети должны получить теоретические сведения по темам:

основные меры безопасности и правила поведения на занятиях;

история развития волейбола;

правила разминки перед занятием физкультурой и спортом, а также перед игрой в пионербол и мини-волейбол;

понятие о спортивном напитке и спортивной дисциплине;

правила игры: разметка площадки, расстановка игроков, правила подачи, переход игроков, понятие о 3-х касаниях.

 Общая физическая подготовка

1)  Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения с предметами: с теннисными мячами, со скакалками.

2) Упражнения на развитие ловкости

3) Упражнения на развитие гибкости 

4) Упражнения на развитие выносливости

Техническая подготовка

При обучении начинающих техническим элементам игры необходимо начинать с простейших упражнений для овладения основными приемами игры. Для игры в мини-волейбол на начальном этапе достаточно изучения основных стоек и перемещений и нижней подачи, в соответствии с физическими возможностями некоторым игрокам можно разрешить подачу с 3-х метровой или 6-ти метровой отметки, чтобы избежать болезненных психологических ощущений во время игры.

Задача: обучение техническим приемам игры на месте и особенно в движении::

-  игра с мячом одного игрока;

- игра с мячом двух игроков;

- нижняя передача мяча на месте и в движении;

- нижняя подача и прием подачи;

- основные стойки, разбег в 2 шага для нападающего удара, остановки;

- ловля, броски и упражнения с мячом для верхней передачи;

- верхняя передача около сетки;

- тренировка связующего.

Следует использовать различные подводящие и волейбольные игры (дети хотят играть) на уменьшенных площадках и с меньшим числом игроков (2х2, 3х3, 4х4). Способности детей отличаются от показателей взрослых, поэтому необходимо вводить специальные правила для детей даже в подводящих играх.

Тактическая подготовка 

Тактика игры - это целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий в борьбе с противником для достижения победы.

Тактика игры в пионербол и мини-волейбол:

- забросить мяч в пустую зону;

- сделать две сильных подачи, а затем слабую;

- выбор места для приема мяча

- прием мяча с доводкой связующему в № 3.

  Игровые занятия 

Эстафеты, подвижные игры, ловля, броски и передача - игра с нижней подачей, игра в пионербол, игра в мини-волейбол, (используя нижнюю подачу, прием подачи, передачу).

Психологическая подготовка 

Общая психологическая подготовка заключается в формировании умения контролировать свои чувства во время игры - тренируем во время проведения эстафет, подвижных и развивающих игр, а также во время проведения соревнований!:

- дыхание как средство расслабления;

- похлопывание по ладоням игроков одной команды, как жест взаимопомощи и подбадривания;

- умение настраиваться на игру перед соревнованиями - мысленно представить себя на соревнованиях, что будешь делать в той или иной ситуации, лечь на скамейку или на пол для расслабления мышц.

Безопасность дорожного движения 

С целью приобретения теоретических сведений о правилах безопасности дорожного движения проводятся беседы о правилах поведения на дорогах и улицах города, о личной безопасности и ответственности каждого. Обсуждение опасных мест по пути следования из дома к месту занятия. Типичные ошибки поведения детей на дорогах, приводящие к несчастным случаям и авариям. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках. Название и назначение распространенных дорожных знаков для пешеходов и водителей. Остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит.

Соревнования 

Эстафеты. Товарищеские игры в пионербол и мини-волейбол между командами, равными по силе и возрасту. Следует использовать различные подводящие и волейбольные игры (дети хотят играть) на уменьшенных площадках и с меньшим числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) в соревновательных условиях. Соревнования по пионерболу и мини-волейболу.

 

Цели программы

Цель программы: повышение физической подготовленности подрастающего поколения и привлечение к здоровому образу жизни с помощью игр в пионербол и волейбол, как одной из форм активного отдыха.

 

Результат программы

По итогам освоения программы обучающийся приобретет следующие результаты:

Предметные:

•         обучение правилам игры в пионербол и мини-волейбол;

•         обучение техническим и тактическим приемам игр;

•        обучение упражнениям разминки перед занятием физкультурой и перед игрой в волейбол;

•         обучение навыкам регулирования психического состояния;

•         расширение знаний подвижных и развивающих игр.

Личностные:

•         воспитание потребности регулярно заниматься физкультурой;

•         повышение интереса к здоровому образу жизни;

•        воспитание таких ценных качеств характера, как сдержанность, моральная устойчивость,          целеустремленность, дисциплинированность;

•         приобретение соревновательного опыта;

•         воспитание волевых качеств, чувства товарищества и взаимопомощи.

Метапредметные:

•         укрепление здоровья и закаливание;

•         улучшение физических качеств организма: силы, быстроты, выносливости,

•         ловкости, гибкости, прыгучести;

•         развитие координационных возможностей;

•         развитие физических качеств в общем плане;

•         появление интереса к игре в волейбол.

 

Особые условия проведения

В объединение принимаются желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний. Зачисление в объединение производится по заявлениям родителей, без отбора. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 

Материально-техническая база

Для реализации программы имеется следующий спортивный инвентарь:

  1. Инвентарь                                 
  2.  волейбольная сетка
  3.  волейбольные мячи
  4.  набивные мячи
  5.  скакалки                                               
  6.  скамейка гимнастическая жесткая
  7.  кегли разметочные на опоре-                    
  8.  турник для подтягивания                        
  9.  обручи
  10.  мостик гимнастический
  11.  козел гимнастический
  12.  оборудование для прыжков в высоту 
  13.  перекладина стандартная 
  14.  гимнастические канаты
  15.  фотоаппарат с  видеокамерой                 
  16. ноутбук и по возможности проектор