Логопед-я работа по преодолению недоразвития речи у детей 5-6 л.

В содержании логопедической программы учтены общие  специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы органи­зации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями речевой патологии.

Особенность данной программы является то, что она реализуется и по  принципу  интеграции, что   способствует  более  высоким  темпам  общего  и речевого  развития  детей,  более  полному  раскрытию  творческого  потенциала  каждого ребенка,  возможностей  и  способностей,  заложенных  в  детях  природой,  и  предусматривает совместную  работу  педагога и родителей.

Педагоги

Титова Елена Николаевна

Содержание программы

Основными направлениями коррекционного развивающего обучения детей  являются:

-     формирование всех компонентов речевой системы:

-     формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

-     развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

-     совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

-     развитие мелкой моторики пальцев;

-     развитие неречевых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

-     воспитание творческой, самостоятельной, всесторонне развитой личности.

Коррекционная работа

Основные формы организации коррекционного процесса:

-индивидуальные занятия

- занятия в микрогруппах.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях педагог имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях воспитанник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

-      совершенствование мимической моторики;

-     совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);

-     развитие артикуляционного и голосового аппарата;

-     развитие просодической стороны речи;

-     формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

-     уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

-     формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

-     развитие диалогической и монологической речи.

Цели программы

Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Результат программы

Ребенок  хорошо  владеет  устной  речью,  может  выражать  свои  мысли  и  желания, проявляет инициативу  в  общении,  умеет задавать вопросы, делать умозаключения,  знает и умеет  пересказывать  сказки,  рассказывать  стихи,  составлять  рассказы  по  серии  сюжетных картинок  или  по  сюжетной  картинке;  у  него  сформированы  элементарные  навыки  звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок  любознателен,  склонен  наблюдать,  экспериментировать;  он  обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок  инициативен,  самостоятелен  в  различных  видах  деятельности,  способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось  положительное  отношение  к  самому  себе,  окружающим,  к  различным видам деятельности.

Ребенок  способен адекватно проявлять свои  чувства, умеет радоваться  успехам  и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок  обладает  развитым  воображением,  которое  реализует  в  разных  видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и  мелкая моторика, он  подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Дети должны уметь:

-     понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;

-     фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-     правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи; сложными предложениями,  вла­деть навыками объединения их в рассказ;

-     пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными и

-     владеть элементарными навыками пересказа;

-     владеть навыками диалогической речи;

-     владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшитель­но-ласкательных и увеличительных форм существи­тельных и проч.;

-     грамматически  правильно  оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

-     использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);

владеть элементами грамоты: навыками чтения и пе­чатания  некоторых  букв,  слогов,  слов  и  коротких предложений в пределах программы.

Особые условия проведения

Форма организации обучения в микрогруппах, индивидуальная. 

Для занятий в микрогруппах объединяются дети с ОВЗ одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете МКУ  «ЦДК г. Канска».  Кабинет соответствует всем нормам и требованиям СанПин. Кабинет обеспечен дидактическим материалом, учебными пособиями, играми. Для проведения занятий созданы необходимые условия:

-     светлое помещение;

-     стол и стулья для воспитанников;

-     шкаф для пособий;

-     индивидуальные зеркала;

-     песочные часы;

-     материалы по обследованию речи детей;

-     методическая литература по коррекции речи детей;

-     учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

-     учебно-методические планы и другая документация;

пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.