Юный журналист

Цель данной программы – объединить детей разного возраста и взрослых в редакционный коллектив; способствовать развитию их литературно-творческих способностей, интереса к журналистике, освоению элементарных навыков журналистского труда и издательского дела; познакомить учащихся с жанрами журналистики, с особенностями редактирования, подготовки редакционных рукописей и изданий к печати.

Педагоги

Волкова Валентина Александровна

Содержание программы

 

Раздел I

Жанры журналистики

Введение

Цели и задачи журналистской учебы. Жанры журналистики. Появление жанров. Три опоры жанра (жанрообразующие факторы): предмет отображения, целевая установка и метод отображения. Выбор жанра. Форма изложения материала. Газетные жанры: заметка, информация, сообщение.

Тема, название и основная мысль, план высказывания. Способы раскрытия основной мысли.

Практикум: Определение тем названий рубрик очередных номеров вестника.

Собирание и систематизация материала

Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

Практикум: Собирание материала о последних школьных новостях.

Цитирование

Цитирование – особая форма передачи чужой речи. Назначение цитат.

Основная мысль высказывания. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Функциональное и грамматическое оформление цитат.

Практикум: Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления цитат.

Интервью
Интервью как разновидность информационных газетных жанров. Роль автора интервью. Диалогическая форма интервью.
Знаки препинания при прямой речи, оформление цитат и диалога.

Практикум: Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов.

Беседа

Двусоставность текста. Роль журналиста-собеседника. Различие интервью

и беседы – жанров журналистики. Методы сбора информации. Описание по наблюдению.

Практикум: Собирание материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме интервью и беседы.

Репортаж

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенность и отличие

от заметки. Основные методы сбора информации. Описание по наблюдению.

Практикум: Подготовка репортажей о проводимых в школе мероприятиях для очередных номеров.
Описание

Деловое и художественное описание. Особенности публицистического описания местности, обстановки. Лексическое значение слова. Эмоциональная и стилистическая окраска слова. Многозначность слова.

Практикум: Составить описание кабинета, рекреаций, описать вид из окна кабинета, например, химии или литературы и т.д.

Путевые заметки

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров. Описание природы, обстановки и внешности человека и т.д. Особенности публицистического стиля.

Практикум: Систематизация материала для очередных номеров. Составить путевые заметки о летних поездках или в школьное время (экскурсии).

Очерк

Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала. Описание внешности, характеристика героев, оформление диалога, особенности повествования.

Практикум: Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д.

Рассуждение

Рассуждение проблемного характера. Особенности этой разновидности рассуждений. Рассуждение, которое требует раскрытия понятий. Рассуждения на дискуссионные темы, сравнительные характеристики и т.д.

Практикум: Подготовка газетного материала на тему: «Легко ли быть подростком?», «Нужна ли школьная форма?» и т.д.

Статья

Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. Ее особенности, функции как одного из газетных жанров. Особенности публицистического стиля. Рассуждение.

Практикум: Подготовить статьи на актуальные темы для очередного номера.

Рассказ

Рассказ с необычным построением. Композиционные особенности некоторых рассказов как средства выражения авторского замысла. Композиция рассказа.

Практикум: Сочинить рассказ с необычным построением.

Фельетон

Острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Юмор и сатира. Подготовка рукописи к изданию.

Практикум: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким признакам определили принадлежность к тому или другому жанру.

Совершенствование написанного

В лаборатории журналиста: работа мастеров слова над рукописью. Оформление рукописей и т.д.

Приемы и техника правки написанного.

Практикум: Совершенствование написанного для очередных номеров газет и альманаха.

 

Цели программы

Цель данной программы – объединить детей разного возраста и взрослых в редакционный коллектив; способствовать развитию их литературно-творческих способностей, интереса к журналистике, освоению элементарных навыков журналистского труда и издательского дела; познакомить учащихся с жанрами журналистики, с особенностями редактирования, подготовки редакционных рукописей и изданий к печати.      

Результат программы

создание условий для реализации творческих способностей школьников и свободного развития их воображения и внимания к слову, совершенствования таких умений, как писать на тему и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать газетный материал, строить текст в определенной композиционной форме, править написанное;

- овладение учащимися основами редакторского дела, знакомство с практикой подготовки редакционных рукописей и школьных изданий к печати;

- содействие в воспитании коммуникативной и информационной культуры.

Данная программа опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского языка, культура речи, литературное редактирование, включает вопросы повторения программы по развитию связной речи и состоит из двух разделов – «Жанры журналистики» и «Основы редактирования, редакторского и издательского дела».

Материально-техническая база

Кабинет