Кисти и краски

Влияние искусства на становление личности человека и его раз­витие очень велико. Характерная особенность искусства - отраже­ние действительности в художественных образах, которые действу­ют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и пол­нее познавать действительность. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, раз­личить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действи­тельности, в природе, в быту.

Актуальность программы  «Кисти и краски» связана с тем, что в Концепции модернизации россий­ского образования отмечается необходимость более полного исполь­зования нравственного потенциала искусства как средства формиро­вания и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Педагоги

Крикунова Кристина Игоревна

Содержание программы

Раздел 1. Виды изобразительного искусства (8 ч)

 

-    живопись монументальная и станковая (слайд);

-    графика станковая, прикладная (слайд)*,

-    гравюра (слайд);

-    скульптура (слайд);

-    искусство фотографии (слайд);

-    архитектура (слайд);

-    декоративно-прикладное искусство (слайд).

Искусства выразительной формы:               архитектура     и     дизайн.

Художественный язык конструктивного искусства. Дизайн и архи­тектура в жизни человека. Архитектурные элементы зданий. Цвет в архитектуре и дизайне. Видеослайды. Зарисовки конкретных зда­ний. Конструирование зданий.

-

Показ слайдов. Образный язык декоративно-прикладного искус­ства, художественные средства. Символическое значение цвета и элементов орнамента.

Раздел 2. Творение рук человеческих (12 ч)

Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Работа выполняется в объёме, путём высекания, лепки, отливки. Скульптурные материалы: глина, гипс, дере­во, металл, различные виды камня. Две разновидности скульптуры, объёмная трёхмерная (круговая) и рельеф. Объемные изображения в скульптуре (слайды). Монументальная скульптура памятник , монументы, мемориалы для улиц и площадей (слайды). Станковая скульптура - для украшения внутренних помещении (слайд). Декоративная скульптура - для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Виды рельефа:

— горельеф - высокий рельеф;

— барельеф — низкий рельеф;

— контррельеф — врезной рельеф.

 

Показ слайдов.  

  Что такое пастель. Из истории пастели. Методы работы пасте­лью. Три вида пастели: сухая, жирная и восковая. Художники- пасте л ицы. Информация о художниках и картинах. Здаар Дет «Репетиция балета», «Голубые танцовщицы». И.И. Левитан «Хму рый день», «Букет васильков», «Луг на опушке леса». В. Браг ский «Туманное утро. Сентябрь». Практическая работа. Рисование пастелью изображения осеннего леса.

А.Д.Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища англий­скому послу Горсею». В.И.Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».    К.П. Брюллов «Последний день Помпеи».

Баталисты - художники, работающие в батальном жанре. Баталия. В.В. Верещагин «Нападают врасплох», «С оружием в руках - расстре­лять». Картины Туркестанской серии. Картины Балканской серии.

           Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, тради­ция того или иного этноса. Основоположник жанра - А. Веницианов. Показ слайдов.

A.Веницианов «Напашне», «Жница».

Л.Е. Архипов, П.П. Богданов-Бельский, Ф.С. Журавлёв, К.Е. Ма­ковский.

B.            Г.      Перов «Тройка», «Охотники на привале».

Дети в произведениях художников.

А.   Веницианов «Захарка», «Вот те и батькин обед».

            Изображение животного как главного героя художественного произведения. Кто такой анималист. Информация о художниках.

            Что такое сатира в изобразительном искусстве. Сатирический рисунок. Что такое шарж. Что такое карикатура. Художники- шаржинисты. Н. Лисогорский. Информация о художниках. Худож­ники-карикатуристы. Б.Е. Ефимов, Е.Б.Щеглов.

Попробуй сделать дружеский шарж.

Б

А. Г. Венецианов «Автопортрет», масло, XIX век.

Парадный портрет. Камерный портрет. Одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост. Автопортрет. О чём может рас­сказать портрет. Детские портреты.

A.          А.     Тропинин «Портрет Арсения Тропинина».   В.А. Серов «Мики Морозов».

Сделай портретные зарисовки близких тебе людей - членов твоей семьи.

Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и гра­фике (18 ч)

 

И.К. Айвазовский «Певец моря».

Художники-пейзажисты:        Ф.А. Алексеев, К.И. Горбатов,

М.К. Клодт, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И. Шишкин.

     Зимний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Просмотр слайдов.

 

     Весенний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Просмотр слайдов.

 

Летний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Слайд-шоу.

Левитановская осень: И.И. Левитан «Вечерний звон», «Осенний день в Сокольниках ».

Городской пейзаж. Основоположник жанра - Ф.Я. Алексеев. Информация о картинах Ф.Я. Алексеева.«Улица в Москве».

Городской пейзаж в графике: А.В. Кокорин «Улица Москвы».

         Создание зарисовок реальных улиц своего города.

Деревенский пейзаж. Что можно изобразить на картине деревен­ского пейзажа. Показ слайдов.

 

        Мастер русского романтического пейзажа А.А. Рылов. Инфор­мация о художниках и картинах.

Раздел 6. Как рождаются музеи (4 ч)

Крупнейшие картинные галереи и музеи мира. Историческая справка о музеях и галереях.

 

Художники, работы которых можно увидеть. Викторина.

Цели программы

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности младшего школьника посредством приобщения к изобра­зительной деятельности.

Программа ставит своей целью реализацию следующих задач:

-    развивать нравственно-эстетические чувства, которые проявля­ются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной худо­жественной деятельности;

-    развивать творческие качества личности, которые помогут ребёнку создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реа­лизуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплоще­ния;

-    формировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

-    воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобра­зительному искусству;

-    учить работать с цветом при выполнении живописных работ.

Результат программы

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

понимать и уметь объяснять, что такое  скульптура,рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, резьба по дереву,фактура, декор, колорит;

знать виды рисунка( набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок.творческий рисунок);

знать и уметь объяснять, что такое горельеф, барельеф,контррельеф;

уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных жанров изобразительного искусства. Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

аппликации;

гравюры;

построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

различных приёмов работы акварельными красками;

работы гуашевыми красками.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

пейзаж

народные промыслы.

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).

 

Особые условия проведения

Большое значение для развития здоровьесберегающей среды учреждения имеет состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными  пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка  состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

1.      Учебные пособия:

Ø  натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)

Ø  изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников, плакаты;

Ø  детские книжки, презентации, интернетресурсы.

2.      Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска. DVD, ауди- и видеомагнитофоны.

3.Материал для детского творчества: акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, ватные палочки, поролоновые печатки, тканевые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти.