Фольклорный ансамбль "Калинушка"

Занятия фольклорного кружка проводятся с интенсивным наполнением различными учебно—игровыми формами. В основе — пения с игровыми действиями или простейшими элементами народной хореографии. Речевые и вокально— речевые упражнения сменяются рассказом учителя, ответами учеников на вопросы их высказываниями на обсуждаемую тему. Выполняются различного рода задания, позволяющие усвоить и закрепить осваиваемый материал, причём разучивание нового сочетается с обязательным много кратным, по возможности варьированным повторением пройденного. Прекрасным дополнением является посещение выставок народного костюма и народно—художественных промыслов, встреча с исполнителями народных песен и наигрышей.

Педагоги

Романюк Ирина Васильевна

Содержание программы

Согласно программе в первый год обучения постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, загадки, дети знакомятся с малообъемными песнями, прибаутками, игровыми, плясовыми, объемом 1-2 звука, затем терции простыми по интонационному языку. На каждом занятие ведётся работа над развитием певческих навыков: дыханием, артикуляцией, унисона, чистого интонирования. дети знакомятся с потешным фольклором: скороговорками, дразнилками, считалками. В первый год обучения закладываются начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие исполнительские—творческие навыки.

         Во второй год обучения происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. дети знакомятся с обрядовыми песнями, учатся обыгрывать песни, двигаться по кругу простым шагом с пением. Продолжают знакомиться с потешным фольклором. Ведётся работа над развитием певческих навыков.

         В третий год обучения учащиеся продолжают знакомиться с традиционными жанрами русского фольклора частушками, обрядово-календарными песнями, плясовыми. Исполняют песни с хороводом, пляской. Знакомится с дразнилками, скороговорками, докучными сказками. Осваивают простейшие метроритмы при игре на народных ударных инструментах.

         В четвёртый год обучения совершенствуется коллективные и индивидуальные формы исполнительской и творческой деятельности школьников. Учащиеся знакомятся с календарно обрядовыми праздниками древней Руси. Участвуют в народных фольклорных праздниках “Колядки”, “Масленица”.

 

Цели программы

Художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

Результат программы

1 год обучения
Содержание темы
Ожидаемый результат

Знания

Умения

Навыки
Попевочный букварь:  малообъёмные песни,  песни  попевки. Вокальные упражнения, дикционные упражнения
Устройство речевого аппарата.

Интонирование

Одно-двух звучных песен
Точное повторение простых мелодий.

Проговаривание скороговорок в среднем темпе
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона
Потешки, игровые, плясовые
Иметь представление о жанрах песен
Петь приплясывая.

Использовать характерные жесты, движения.
Навык обыгрывания песен с игрой
Хороводные песни.

Исполнение ритмического рисунка песни
Соединение слова с музыкой и танцами, хороводом, движением
Воспроизводить простые ритмические рисунки
Навык обыгрывания песен с игрой
Скороговорки, дразнилки, считалки.

Песни-игры: «Мишка-медведь», «Шла коза по лесу»
Устное освоение  материала.

Роль содержания в пенях-играх
Проговаривать скороговорки, дразнилки  эмоционально.

Обыгрывание песен
Навыки правильной артикуляции, дикции
2 год обучения
Содержание темы
Ожидаемый результат

Знания

Умения

Навыки
Расширение попевочного букваря до объёма сексты, поступенное движение квартовые ходы.

Песни-игры.
Освоение интонации поступенного движения мелодии
Точно интонировать мелодии.

Обыгрывание сюжетов песен «А мы просо сеяли»
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона
  Потешный фольклор:

Загадки. Считалки.

Рассказ о колядовании
Отгадывание загадок, устное освоение считалок.

Иметь представление о народных обрядах: «Святки»
Применять загадки, считалки на занятиях, праздниках
Навыки правильной артикуляции, дикции
Докучные сказки.

Дразнилки.

Плясовые песни
Устное усвоение материала

Движение по кругу простым шагом с пением
Навык обыгрывания песен с хороводом
Жанры песен : заклички, обрядовые (масленичные песни)
Иметь представление о народном празднике  «Масленица»
Исполнять песни-заклички
Навык обыгрывания песен с хороводом, танцем, движением
3 год обучения
Содержание темы
Ожидаемый результат

Знания

Умения

Навыки
Вокальные упражнения. Развитие певческого голоса и навыков  народного пения у детей. Расширение диапазона до септимы.

Плясовые песни
Знать фигуры плясок: «звёздочка», «верёвочка», дроби «в две ноги»
Точно повторять вокальные упражнения. Освоить ходы на квинту, скачки на сексту, септиму.

Соединить пение с танцем, движением
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона
Небылицы, дразнилки, прибаутки.

Исполнение песен с хороводом, пляской
Устное освоение материала

Знание некоторых фигур хороводов: «круг», «круг в круге», «стенка»
Использование потешного фольклора на уроках-концертах, праздниках.

Соединить пение с танцем
Навыки правильной артикуляции, дикции
«Святки»  Участие в подготовке зимнего обрядового праздника.

«Масленица»
Знать пословицы, загадки, поговорки про зиму, святочные игры, обрядовые песни
Участие в проведении зимнего праздника.

Освоение обрядовых действий праздника «Масленица»
Навык обыгрывания песен с хороводом. Формирование эмоциональности в пении
Игра на народных, ударных инструментах.

Заклички
Знать поговорки, загадки, заклички, песни о весне
Освоение простейших метроритмов при игре на народных инструментов
Освоение простейших метроритмов при игре на инструментах. Навык точного воспроизведения ритмического рисунка

4 год обучения
Содержание темы
Ожидаемый результат

Знания

Умения

Навыки
Вокальные упражнения. Расширение попевочного букваря до октавы.

Хороводы
Знать фигуры хороводов: «змейка», «плетень», «капустка»
Точное повторение вокальных упражнений.

Пение без сопровождения.

Умение соединить пение с танцем, движением
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона
«Осенины» Подготовка празднования
Знать пословицы, поговорки, загадки о хлебе, урожае, осени, обрядовые песни.
Участие в празднике «Осенины»
Навыки правильной артикуляции, дикции. Формирование эмоциональности в пении
Зимние «Посиделки»

Игры, песни, потешный фольклор
Знать загадки, небылицы, песни, игры, фигуры хороводов
Участие в празднике «Посиделки»
Навык обыгрывания песен с хороводом. Формирование эмоциональности в пении
«Масленица»

Веснянки
Поговорки, загадки о весне, обрядовые песни
Участие в  празднике «Масленица»
Формирование эмоциональности в пении

 

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Занятия проходят в музыкальном классе начальной школы гимназии "Универс"