Шашки

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста  к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Педагоги

Гудин Игорь Владимирович.

Содержание программы

1. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований

   Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.

 

2. Исторический обзор

   Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.

 

4. Начало партии

Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

   Значение начала (дебют) в русских шашках.

 

  5.Середина игры

Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.

    Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.

 

 6.Окончание

Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Примеры: самоограничение, отбрасывание. Три дамки против дамки  и простой.

 

7.Основы методики тренировки

   Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.

   Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.

 

8. Спортивный режим

 Значение спортивного режима. Ежедневная гимнастика, водные процедуры, нормальный сон, питание, двигательная активность. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания.

 

9. Шашечная литература 

   Начальное знакомство с основными исследованиями по дебютной теории, пособиями по тактике, стратегии и окончаниям.

 

10. Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, индивидуальные занятия

   Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.

Разбор типовых позиций. Индивидуальные занятия в домашних условиях.

 

 11.Теоритические семинары. Контрольные работы, доклады и рефераты учащихся

Семинары и презентации. Доклады и рефераты учащихся по темам: физическая культура и спорт в стране; шашечный кодекс; судейство и организация соревнований; исторический обзор развития шашек.

Цели программы

Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Результат программы

1.Знание теории и практики шашечной игры.

2. Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

3. Умение моделировать комбинации игры.

4. Овладение элементарными навыками игры в шашки.

 

Особые условия проведения

Среда с 12:00 до 13:00. Пятница с 14:00 до 15:00.

Материально-техническая база

Проектор, компьютер, 10 наборов шашек.