" Конструирование из бумаги и картона"

Цель программы – раскрытие творческих способностей учащихся для формирования их личностных качеств, умений и навыков конструирования из бумаги, воспитания эстетического отношения к окружающему миру, духовного и творческого развития.

 

Задачи:

 

-          способствовать выявлению и укреплению у детей следующих природных качеств личности: восприятия (целостности и структурности образа); внимания (концентрации и устойчивости);

 

памяти (зрительной и кинестетической); мышления (пространственного, креативного, творческого), развитию мелкой моторики, способности давать оценку своей работе.

 

-       помочь учащимся освоить приемы работы с бумагой, инструментами, чертежами, дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять указания педагога.

 

-   воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых, воспитать устойчивое стремление к оказанию помощи своим товарищам, развитие способности реализовать себя в деятельности, расширение представлений об окружающем мире.

Педагоги

Чегодаева Людмила Ивановна - учитель начальных классов, 1 категория

Расписание

Среда 12.40 - 13.20

Пятница 12.40 - 13.20

Содержание программы

Содержание программы

 

3 года обучения

 

Вводное занятие (1 час). Знакомство с расписанием работы кружка. Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Виды бумаги и картона. Основы композиции и цветоведения. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и клеем (ножницы, линейка, угольник, шаблоны, трафарет ы, салфетки для снятия лишнего клея, фальцовка). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

 

Виды бумаги и картона. Основы композиции и цветоведения (1 час)

 

Работа с бумагой и картоном (по книгам серии «Любимый образ») (17 часов)

Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Объемное украшение для костюма из бумаги. Моделирование из фольги.

 

Конструирование из бумаги картона (15 часов)

1.      Конструирование из бумажных полос.

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практические работы. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

§    Цветок

 

§     сердце и др.

 

2.      Базовые фигуры (цилиндр и конус). Приемы работы.

 

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

 

Практические работы. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов, цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную самостоятельно изготовленными разными деталями.

§    Лягушка

 

§     Лиса

 

§     мышь.

 

Подготовка к зимним праздникам. (7 ч)

 

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки изделия от его назначения. Конструирование изделий определенного значения: пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Конструирование и изготовление изделий с помощью циркуля.

 

Практические работы:

§    новогодняя открытка

 

§     фигурки Деда Мороза и снегурочки

 

§     подвеска на елку

 

Модульное оригами (13 час.).

 

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные модули на основе этого модуля. Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля. Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. Объемные изделия из треугольных модулей. Художественные образы из треугольных модулей.

Квиллинг. Бумажная филигрань. (12 часов)

 

Материалы и инструменты для квилинга. Подготовка к работе. Общая схема выполнения работы. Основные приемы работы: подготовка полос,изготовление роллов, базовых элементов, закручивание надрезанных полос, вырезание листьев, соединение и наклеивание элементов. Оформление работы.

 

Практические работы:

•    Изготовление панно или поздравительной открытки (зеленый виноград, сиреневые цветы)

 

•    Изготовление открытки «подснежники» и др.

 

Промежуточная аттестация. Выставка работ (2 часа). Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. Краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Оценка достижений. Награждение

Цели программы

Цель программы – раскрытие творческих способностей учащихся для формирования их личностных качеств, умений и навыков конструирования из бумаги, воспитания эстетического отношения к окружающему миру, духовного и творческого развития.

Результат программы

 

В  результате освоения детьми программы «Конструирование из бумаги и картона» планируется достижение комплекса результатов:

 В  сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

 ·        учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как к одному из видов изобразительного искусства;

 ·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

 ·        навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

·        ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в творческой деятельности;

 ·        заложены основы социально-ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к труду, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и его результатам, культурному наследию.

 Учащиеся получат возможность для формирования: 

·        осознанных устойчивых эстетических предпочтений; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 ·        возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

 ·        эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, осознания системы общечеловеческих ценностей.

 В  сфере регулятивных универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

 ·         выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

 ·         решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, о правилах композиции, об усвоенных способах действий;

 ·         учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

·         адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

·         навыкам работы с разнообразными материалами; 

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.

Учащиеся  получат возможность научиться:

·        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы в выполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 

 ·        осуществлять поиск информации с использованием литературы и СМИ;

 ·        отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

 В  сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

 

·        осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в ДПИ;

 ·        развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

 В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

 ·        сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

·        формировать собственное мнение и позицию.

 Учащиеся получат возможность научиться:

 ·        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

·        учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию;

  В  сфере предметных результатов учащиеся:

 *  овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание

  *  познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезание, плетение, оригами, аппликация, объемное конструирование).

 *  научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объемных и плоскостных композициях.

 Кроме того, учащиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

 *  научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;

 Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, тематические выставки, что позволяет выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам, сформировать положительную мотивацию для их деятельности, научить самоанализу.

 

 

 

Особые условия проведения

Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя свое воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

 ·        бумага офисная цветная и белая

·        бумага цветная, гофробумага

·        картон цветной, гофрокартон, картон белый большой

·        бумага для акварели

·        цветные блоки для записей (форма квадрат)

·        альбомы для эскизов

·        карандаши, краски, фломастеры

·        пластилин

·        клей ПВА, клей-карандаш

·        ножницы

мультимедиа для просмотра презентаций

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненных педагогом и учащимися, рисунки,схемы, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских и профессиональных работ.