"Современная русская литература"

Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования и направлена на комплексную работу с небольшими художественными произведениями и критическими статьями, а также на создание и редактирование собственных текстов в жанре сочинения, реферата, исследовательской работы, доклада, сообщения, эссе, аннотации и др.

Курс способствует формированию и совершенствованию таких универсальных учебных умений и действий, как целостный и проблемный анализ текста, создание письменного и устного связного высказывания, моделирование, проектная деятельность и др.

 

 

 

Педагоги

Галухина Юлия Анатольевна, 

Безрукова Светлана Викторовна

Содержание программы

Разделы:

  1. Введение
  2. «Мысль семейная» в современной литературе
  3. Человек и война
  4. Изображение противопоставления быта и мечты в современной литературе «Человек создан для счастья»
  5. Тема поиска смысла жизни в современной литературе. «Путь в герои»
  6. Человек на земле
  7. Русский национальный характер в современной литературе «Умом Россию не понять…»
  8. Роль детектива, фантастики, авантюрного романа в современной литературе. «Блеск и нищета популярного жанра»
  9. Творчество

Цели программы

Формирование социокультурных компетенций в процессе изучения современной литературы. Формирование самостоятельной личности, воспитание положительных ценностных ориентаций, осознанное принятие гуманистических позиций, заложенных в современной русской литературе, для понимания которой нужны и функциональные знания по истории и теории литературы и навыки аналитической и творческой деятельности.

Результат программы

По окончанию обучения учащиеся должны:

Знать / понимать:

  •  образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XX века;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

в области чтения и восприятия :

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,
  • дать оценку героям и событиям;

в области чтения, истолкования и оценки:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи;
  • роль портрета, пейзажа, интерьера;
  • род и жанр произведения;
  • особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

в области чтения и речевой деятельности:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты.

Особые условия проведения

Отсутствуют

Материально-техническая база

Учебно-методическое и материальное обеспечение

  1. Кабинет для проведения занятий;
  2. Бабенко, Л. Г., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста. – М., 2002.
  3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  4. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
  5. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.
  6. Жирмунский, В. М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
  7. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. – М., 1988.
  8. Маслов, В. А. Лингвокультурология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.
  9. Морозов, И. В. Основы культурологи / Игорь Морозов. – Минск.: Тетра Системс, 2001.
  10. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. педагог. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.
  11. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. – М., 1995.
  12. Тюпа, В. И. Аналитика художественного. – М., 2001.
  13. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. – М., 1970.

Стоимость

Занятия бесплатные.