Экология, конструктор биосферы

Способствует профессиональному выбору обучающихся. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

 

Формирует представление об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы; экологическое мышление, личную позицию и способность учитывать и оценивать экологические последствия в разных  сферах  человеческой деятельности.

Педагоги

Прокофьев Юрий Валериевич - учитель биологии высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель Российской Федерации, педагог дополнительного образования, победитель конкурса фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих учёных», лауреат конкурса «Учитель года Красноярского края-2012», победитель конкурса Приоритетного национального проекта «Образование»; неоднократный победитель краевого конкурса по работе с одарёнными детьми; победитель международного конкурса учителей 3TP; неоднократный победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей; кадровый работник Управления образования, ветеран образования.

Содержание программы

Общая экология.

  1. Введение в экологию.
  2. Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
  3. Популяции. Демографическая структура популяций.
  4. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе.
  5. Законы организации экосистем.
  6. Саморазвитие экосистем – сукцессии.
  7. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.
  8. Биосфера.

Экологические связи человека.

  1. Человек как биосоциальный вид. Система «человечество – природа».
  2. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества.
  3. Древние гоминиды. История развития экологических связей человечества.
  4. Особенности пищевых и информационных связей человека. История развития экологических связей человечества.
  5. Человек разумный. История развития экологических связей человечества.
  6. Современность и будущее. 

Экологическая демография.

  1. Социально-экологические особенности демографии человечества.
  2. Рост численности человечества.
  3. Социально-географические особенности демографии человека.
  4. Демографические перспективы.

Экологические проблемы и их решения.

  1. Основные принципы устойчивого развития человечества и природы.
  2. Проблема глобального влияния человечества на планету.
  3. Изменение климата.
  4. Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения.
  5. Проблемы дефицита ресурсов и пути их решения.
  6. Рациональное использование энергоресурсов.
  7. Растительные ресурсы и их неистощимое использование.
  8. Биоразнообразие животного мира: проблемы сохранения и возможности их решения.
  9. Правовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования.
  10. Экологическая культура.

Цели программы

  1. Формирование системных базисных знаний основных экологических законов, определяющих существование и взаимодействие биологических систем разных уровней, в том числе системы «человечество – природа».
  2. Рассмотрение экологических основ социальной жизни и демографических процессов человечества, а также современного состояния окружающей природной среды, природных ресурсов, форм и методов их охраны и рационального использования в целях устойчивого развития общества.

Результат программы

Обучающиеся будут:

 

знать/понимать:

  • определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
  • типы взаимодействий организмов; разнообразие биотических связей; количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
  • законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
  • об отношениях организмов в популяциях;
  • о строении и функционировании экосистем;
  • законы биологической продуктивности;
  • о саморазвитии экосистем;
  • о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
  • о биосфере как глобальной экосистеме;
  • о месте человека в экосистеме Земли;
  • о динамике отношений системы «природа—общество»;
  • социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
  • современные проблемы охраны природы;
  • о современном состоянии и охране атмосферы;
  • о рациональном использовании и охране водных ресурсов;
  • об использовании и охране недр;
  • о рациональном использовании и охране почв;
  • о современном состоянии, использовании и охране растительности;
  • о рациональном использовании и охране животных.

уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  • строить графики простейших экологических зависимостей;
  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;
  • устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
  • бороться с ускоренной эрозией почв;
  • охранять пресноводных рыб в период нереста;
  • охранять полезных насекомых;
  • подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
  • охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных. 

Особые условия проведения

На программу зачисляются только обучающиеся КГАОУ «Школа космонавтики».

Материально-техническая база

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерная графика».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Экология».
  • рабочие тетради.

Технические средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска или демонстрационный комплекс на базе мультимедийного проектора;
  • CD, DVD c демонстрационными материалами;
  • электронные плакаты, модели;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные (слайды, презентации);
  • использование Интернет-ресурсов.