Анатомия, физиология и гигиена человека

Интерес к анатомии, физиологии и гигиене человека – наукам, занимающимся изучением закономерностей, определяющих процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека – сегодня непрерывно растет. Наибольший интерес в наши дни вызывает прикладная физиология и валеология, изучающие особенности проявлений деятельности организма человека в связи со специальными задачами и условиями. Прежде всего это физиология труда, физиология спорта, физиология питания и здорового образа жизни.

 

Сформировать у обучающихся ответственное отношение к самому себе, своему здоровью и здоровью окружающих, научить принимать грамотные решения проблем, касающихся их здоровья, можно лишь через включение обучающихся в разностороннее познание самих себя. А также через выявление мелких жизненных проблем и поиск их практического решения доступными способами.

Педагоги

Прокофьев Юрий Валериевич - учитель биологии высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования, Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат конкурса «Учитель года Красноярского края-2012», победитель конкурса Приоритетного национального проекта «Образование»; победитель краевого конкурса по работе с одарёнными детьми; победитель международного конкурса учителей 3TP, победитель конкурсов на получение денежного поощрения лучших учителей, кадровый работник Управления образования, ветеран образования.

Содержание программы

Основные темы:

  1. Введение в физиологию, анатомию и гигиену человека. 
  2. Организм как единое целое. Биоэлектрические явления.
  3. Внутренняя среда организма.
  4. Морфология и физиология сердца.
  5. Дыхание.
  6. Пищеварение.
  7. Центры голода и насыщения.
  8. Обмен веществ и энергии.
  9. Выделение.
  10. Регуляция функций организма.

Познавательная деятельность обучающихся предполагает:

  • знакомство с организмом человека;
  • изучение теории строения тела человека;
  • выявление взаимосвязи между строением системы органов человека и спецификой их работы;
  • изучение характеристик параметров здоровья человека и их оценка с точки зрения нормы;
  • приобретение навыков решения расчетных и экспериментальных задач;
  • работу с учебной, справочной, научной литературой, электронными базами данных, Интернет-ресурсами;
  • приобретение умений практического использования приобретенных знаний для оказания первой медицинской помощи и реализации самостоятельной исследовательской работы в области физиологии человека.

Цели программы

Формирование у обучающихся целостного представления об организации человеческого организма, дать понятие о регуляторных и исполнительных системах, показать их взаимосвязь.

Результат программы

Обучающиеся будут:

 

знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека.

уметь:

 

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах;
  • избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
    наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
    рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать в таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и в таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Особые условия проведения

На программу зачисляются только обучающиеся КГАОУ «Школа космонавтики».

Материально-техническая база

Учебный кабинет с автоматизированным рабочим местом учителя, компьютерами с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обучающихся, телевизором и видеомагнитофоном, цифровые образовательные ресурсы, оборудованной лабораторией физической и функциональной диагностики.