«Шашки»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские шашки» составлена на основе программ «Программа подготовки юных шашистов. I часть. Русские шашки» С.С. Маншин, Г.В. Громов. – Санкт-Петербург, 2010 г.;

Интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и мире. Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.

Цель – создание условий для развития личности обучающегося посредством обучения игре в русские шашки.

Задачи программы:
Обучающие:

· познакомить с историей появления и развития шашечной игры, правилами игры в шашки

· научить комбинационным идеям в середине игры от простейших к сложным;

· научить ставить стратегические задачи и находить пути их решения;

· научить основным принципам развития сил в дебюте, базовым дебютным схемам;

· научить реализовывать нормальные окончания.

· познакомить с историей появления шашечной игры, правилами игры в шашки;

· научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода;

· познакомить со строением шашечной доски, названиями диагоналей;

· научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;

· научить простейшим дебютным схемам;

· научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

· познакомить с основами композиционной игры.

· познакомить с историей появления шашечной игры на Руси, выдержками из правил вида спорта "шашки«;

· научить простейшим элементам комбинации, проводить комбинации в 3-4- хода;

· научить строить план на игру, выполнять упражнения на запоминание;

· познакомить с основными принципами развития сил в дебюте, научить делать первоначальные ходы дебютов «Вилочка», "Перекрёсток";

· познакомить с простейшими правилами разыгрывания коловых позиций;

· научить разыгрывать треугольник Петрова, нормальное окончание;

· познакомить с основными шашечными приёмами;

Воспитательные:

· формировать культуру общения и поведения в коллективе;

· прививать навыки здорового образа жизни;

· прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры

· помочь ребенку в самореализации, формировании самосознания, осознания собственного "Я";

· воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Развивающие:

· развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

· развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;

· развивать внимание, память, логическое мышление.

 

Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к использованию тактических приёмов игры, что поможет ученику в практической игре. В содержание курса включены сведения из правил игры, тактики, стратегии, миттельшпиля, эндшпиля, дебюта, истории игры и эстетики шашечной игры

 

Программа рассчитана на 102 учебных часов и предполагает равномерное

распределение этих часов по неделям с целью проведения регулярных

еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

 

Срок реализации программы: 1 год. Количество часов в неделю: 3 часа

 

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная

программа: 8-11 лет

Занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, соревнований,

товарищеских встреч.

Место проведения – спортивный зал школы.

Педагоги

Лобач Валентина Михайловна

Содержание программы

Содержание

Исторический обзор развития игры Шашки в Древнем Египте. Шашки в Древней Греции. Шашки в Древнем Риме. Правила игры Расстановка шашек. Ходы простых шашек. Превращение в дамки. Ходы дамок. Ударные ходы шашек и дамок. Диагональ доски. Ничья, выигрыш, проигрыш.

Эндшпиль. Превращение в дамку ударным ходом. Различные вилы петель. Использование путей доски для ловли дамки. Четыре дамки против одной. Борьба простых шашек.

Стратегия. Простой и ударный ход. Нападение на шашку. Защита от нападения ответным нападением. Выигрыш запиранием шашек.

Оппозиция. Тактика Ударная колонна. Решето. Простейшие одноходовые удары. Использование нападения. Роздых. Решение позиций Решение позиций по картотекам: эндшпиль – «Поймать дамку»; тактика – «Картотека № 1», "Картотека № 2«.

Турнирная практика. Тренировочные игры, матчевые встречи. Сеансы одновременной игры. Участие в городских и районных соревнованиях. Оценка силы игры соперника по количеству очков в турнире.

Исторический обзор развития игры Шашки на Руси. Шашки в странах Мира. Правила игры Шашечная нотация. Запись ходов, запись партии.

Дебют. Дебютная часть партии. Тактика в дебюте. Миттельшпиль Середина игры. Строение доски. Центр, левый фланг, правый фланг. Коловое поле. Эндшпиль Приём «столбняк». Построение петли с использованием четырёх фигур. Использование путей доски для ловли дамки приёмом столбняк. Приём «распутье». Борьба простых шашек. Стратегия Выигрыш партии приёмом «запирание». Нападение на шашку. Виды защит от нападения. Виды оппозиции. Тактика Ударная колонна из двух шашек. Решето и опорные шашки.

Финальный удар. Цепочка подударных шашек. Перевод шашки в финальную цепь.

Использование нападения. Роздых. Эстетика шашечной игры Композиция. Необычные задания. Рекордные композиции и задания. Решение позиций Решение позиций по картотекам: эндшпиль – «Поймать дамку»; тактика – «Картотека № 2», "Картотека "Финальный удар«

Турнирная практика. Тренировочные игры, матчевые встречи. Сеансы одновременной игры. Участие в городских и районных соревнованиях. Оценка силы игры соперника по количеству очков в турнире. 3-ий класс

Исторический обзор развития игры

Появление шашечных книг. Шашечная игра в литературе. Правила игры Ничья.

Правила фиксации ничьей в соревнованиях. Дебют Развитие шашек в дебюте. Изолированная шашка в дебюте. Способы выигрыша изолированной шашки в дебюте. Миттельшпиль Сравнительная сила полей доски. Эндшпиль Приём «вилка». Построение ловушек для дамки занимающей большак. Приём «трамплин». Борьба простых шашек. Стратегия Изолированная шашка. Этапы борьбы с изолированной шашкой. Нападение на изолированную шашку с последующим ударом. Прорыв. Прорыв по флангу. Тактика Удаление опорных шашек. Финальный удар. Удаление шашек с дамочных полей. Механизм удара «каблучок». Использование нападения с использованием роздыха. Эстетика шашечной игры

Шашки народов Мира. Обратные шашки (поддавки), игра «уголки». Решение позиций Решение позиций по картотекам: эндшпиль – «Поймать дамку», «Типичные приёмы в эндшпиле»; тактика – «Финальный удар», Турнирная практика. Тренировочные игры, матчевые встречи.

Сеансы одновременной игры. Участие в городских и районных соревнованиях. Оценка силы игры соперника по количеству очков в турнире. 4-ый класс Исторический обзор развития игры

Первые шашечные соревнования в России. С. Воронцов – первый чемпион России. Проведение и рекорды сеансов одновременной игры.

Правила игры Системы проведения соревнований. Правила проведения соревнований по швейцарской системе. Дебют Дебютная часть партии. Присвоение имён дебютам. Ловушки в дебютах. Миттельшпиль Опорные поля. Захват и удержание центра с использованием коловых построений. Рожон. Постановка рожна. Эндшпиль Приём «застава». Построение большого треугольника. Сочетание приёмов при ловле дамки с использованием «большого треугольника.

Борьба простых шашек. Стратегия Выигрыш «изолированной шашки» с использованием колонн. Нападение на шашку. Постановка рожна с помощью жертв. Тактика Скрытая решётка. Использование пропуска противника в дамки в комбинациях. Механизм удара «шлагбаум». Цепочка подударных шашек. Типовой приём «роздых».

Решение позиций Решение позиций по картотекам: эндшпиль – «Типичные приёмы в эндшпиле»; тактика – Турнирная практика. Тренировочные игры, матчевые встречи. Сеансы одновременной игры. Участие в городских и районных соревнованиях, «Чудо-шашки». Оценка силы игры соперника по количеству очков в турнире.

Цели программы

Создание условий для развития личности обучающегося посредством обучения игре в русские шашки

Результат программы

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

Материально-техническая база

учебные кабинеты школы и спортивный зал