Музейное дело

собенностью данной программы является возможность формирования различных коммуникативных, личностных, социальных, исследовательских компетенций. Они развиваются через проектирование и моделирование, самостоятельную аналитическую и поисковую работу, предусмотренную программой, с использованием современных технических средств обучения. Часть материала программы предполагает самостоятельную работу с документами и изучением состояния школьного музейного дела Красноярского края, г. Красноярска.

При реализации программы используются различные виды деятельности:

- Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, стимулирующим самодеятельность школьника.

- Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании.

- Трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего общественно-полезного труда.

- Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию.

- Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

На всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности.

Программой предусмотрены занятия по теории: музейное дело, беседы о лучших музеях города, края, страны, музейной работе. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. Диалоги, обсуждения помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о музейной работе, развитии музеев и традициях.

В процессе изучения программы дети знакомятся с основами музейного дела, работе экскурсовода, хранителя музея, показывают свое мастерство на открытых мероприятиях, литературных конференциях, литературных гостиных, диспутах, круглых столах.

Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

При обучении работе экскурсоводом важное место на занятиях отводится тренажу – это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче усвоить содержание экскурсии по отдельной теме, отдельному разделу музея. Построенные по степени усложнения упражнения подготавливают к более сложному – проведению экскурсии по музею с использованием знаний биографических, литературоведческих, читательских. Обычно педагог показывает и объясняет ход экскурсии, проводит её совместно с детьми, пока она не будет усвоена обучающимися. На последнем занятии – экскурсия для одноклассников, а также для учащихся младшего звена.

 

 

 

· Лекционный материал – составляет основу курса, имеет цель ознакомления учащихся со сферой школьных музеев

· Исследование – учащимися проводится самостоятельный анализ произведений писателей

· Экспозиционно-выставочная деятельность – разработка экспозиции и ее оформление в соответствии с требованиями к оформлению

· Проектная деятельность – создание собственной рекламы музея, создание имиджа музея. Защита проектов осуществляется при наличии электронной презентации.

· Экскурсия по музею.

 Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу – это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.

Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой – в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.

На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.

Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.

Педагоги

Гудкина Зоя Николаевна, учитель русского языка и литературы

Содержание программы

Тема 1. Введение в курс. Музеи и их назначение (4часа)

Понятие «музей». Музеи и их назначение. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия. Известные в городе и крае музеи. Ознакомительная онлайн экскурсия по музеям города Красноярска.

 Тема 2. Фонды музеев. Комплектование фондов (4 часа)

Фонды музеев. Изучение музейных предметов. Учет и хранение музейных предметов, документальных материалов. Требования к помещению музея, режиму. Экспозиции музея.

 Тема 3. Экскурсия (14 часов)

Экскурсия по музею сибирских писателей. Описание увиденного в музее. Работа на сайте. Экскурсия и её познавательные функции. Как организовать и провести экскурсию. Виды экскурсий. Выбор темы экскурсии, составление её плана.

Практическая часть. Подготовка и проведение экскурсии «Строки, опалённые войной». Проведение экскурсии «Изба писателя». Проведение экскурсии «Молодая поросль». Проведение экскурсии «Поделки учащихся». Проведение экскурсии «Быт 19-20вв.», "Ох, лапти мои, лапти лыковые«.

Экскурсия в Литературный музей им. В.П. Астафьева. Описание увиденного (отзыв о посещении). Работа на сайте музея.

 Тема 4. Музейная экспозиция (витрина, стенд) (14 часов)

Разработка и оформление музейной экспозиции по творчеству писателя. Тематический план будущей экспозиции – порядок составления. Монтажный лист экспозиции. Постоянные и сменные экспозиции. Знакомство с требованиями постоянной экспозиции.

Практическая часть. Составление этикетажа и тематического плана экспозиции. Оформление витрины, стенда. Работа по оформлению витрины, стенда. Обучение работе на компьютере по созданию презентации о творчестве писателя.

Тема 5. Научно-исследовательская работа в музее (7 часов)

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музее. Выбор темы, постановка проблем, отбор и анализ отобранного материала. Составление примерной тематики для учащихся, интересующихся исследовательскими проблемами. Налаживание необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения необходимых для исследования материалов. Работа со справочной литературой.

Практическая часть. Оформление автореферата, презентации. Оформление исследовательской или проектно-исследовательской работы.

Тема 4. Литературная конференция (10 часов)

Подготовка и проведение литературной гостиной, посвящённой творчеству писателя. Работа на сайте.

Участие в литературной конференции по региональной литературе и отечественной лингвистике в Литературном музее, в конференции по русскому языку и литературе студентов и школьников в КГПУ им. В.П. Астафьева, в литературной конференции в Библиотеке-музее в селе Овсянка. Участие в днях памяти В.П. Астафьева и М.С. Корякиной, в Малых Астафьевских чтениях в г. Чусовом Пермской области.

Тема 5. Встреча с писателем, поэтом. Подготовка встречи (3 часа)

Организация встречи с писателем. Цель встречи. Знакомство с вехами жизни и творчества. Чтение и обсуждение произведений. Продумывание вопросов писателю. Интервью, письмо писателю, его родным, запись воспоминаний. Выставка книг. Объявление о встрече, продумывание фото- и видеосъёмок. Работа на сайте. 

Тема 9. Музейная педагогика (8 часов)

Понятие, цели, задачи, виды и специфика.

Организация экскурсионной работы. Другие формы культурно-образовательной деятельности. Участие в творческой конференции «Астафьевская весна-2016» в с.Овсянка.

Тема 10. Итоговое занятие (2 часа)

Тема 11. Презентация работы (2 час).

Цели программы

Введение учащихся, проявляющих стремление к освоению профессионального мастерства, в музейное дело.

Результат программы

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты – осознание своей этнической принадлежности, формирование чувства любви к Отечеству; активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, людьми старшего поколения на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; формулирование темы своего выступления; понимание информации, полученной из печатного текста; оценивать речевое высказывание другого человека; управление эмоциями; представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, экскурсия, презентация, реферат и др.).

- предметные результаты – проведение тематических и обзорных экскурсий на высоком уровне, развитие умения представлять, защищать исследовательскую работу на районных, городских конференциях, умения охарактеризовать литературное произведение, оформлять выставку, экспозицию по творчеству писателя, оформлять статью о работе музея и представлять её на сайте.

Материально-техническая база

- компьтер

- принтер-сканер-копир

- проектор

- DVD

- кино- и видеофильмы

-интернетресурсы

- фотоальбомы

- библиотека произведений сибирских писателей

- фотоаппарат

- лекционный материал

- образцы рекламной продукции (газетные, видеосюжеты).