«Решение задач по химии повышенной сложности»

Задачи курса:

воспитывать трудолюбие и целеустремлен­ность;

показать связь обучения с жизнью;

формировать научное мировоззрение;

развивать логическое и творческое мышление, умение находить нестандартный подход к решению задачи и выбирать рациональный способ решения, умения правильно оформлять решение задачи, применять физические величины, единицы интернациональной системы и справочную инфор­мацию;

помочь учащимся в подготовке к поступлению в вузы;

развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

Требования к знаниям и умениям

После изучения данного элективного курса учащиеся долж­ны знать:

формулы для расчёта основных химических величин,

понятия (количество вещества, плотность, относительная плот­ность, масса, объём, число структурных единиц, массовая доля), их единицы измерения, молярную массу, объём молярной доли вещества, современную международную номенклатуру органи­ческих и неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь проводить расчёты:

по формулам, используя количественные отношения;

по нескольким химическим уравнениям;

по термохимическим уравнениям;

связанные с концентрацией веществ;

по выходу продукта реакции от теоретически возможного;

по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке;

по уравнениям реакций с использованием растворов с определённой концентрацией растворённого вещества;

расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Педагоги

Педагог дополнительного образования -Гордеева Юлия Николаевна

Содержание программы

Тема 1. Структура химической задачи.

Две сторо­ны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: непол­ные, лишние и неопределенные математические данные за­дачи.

Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по хими­ческим формулам веществ.

Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление.

Сложные задачи, использование комбинирован­ных знаний из разных разделов химии и других предметов. Оригинальность вопроса нестандартных задач, наличие неоп­ределенности, исторических сведений, включение разнообраз­ных названий веществ. Занимательные задачи. Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.

Тема 2. Вычисления по химическим формулам.

Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в об­разце вещества, определение химического элемента на основа­нии его массовой доли и степени окисления в бинарных соеди­нениях.

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.

Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента.

Решение задач на смеси алгебраическим способом.

Тема 3. Задачи на растворы.

Различные способы решения задач на раство­римость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получе­нием. Задачи на вычисление массовой доли растворенного ве­щества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля раство­ренного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраи­ческий способ решения задач на смешивание растворов.

Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Реше­ние олимпиадных задач с применением разнообразных спосо­бов выражения содержания растворенного вещества в раство­рах. Переход от одной концентрации к другой.

Тема 4. Вычисления по уравнениям реакций.

Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции.

Задачи на избыток-недостаток.

Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в раство­рах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Расчёты массовой доли выхода продукта реакции

Тема 5. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохи­мическим уравнениям. Тепловой эффект реакции. Энтальпия.

Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восста­новления. Составление уравнений окислительно-восстанови­тельных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций. Электролиз.

Тема 7. Решение заданий и задач повышенной сложности, олимпиадных задач.

Цели программы

Способствовать углублению действенных знаний по химии, развивать умение самостоятельно их применять.

Результат программы

После изучения данного элективного курса учащиеся долж­ны знать:

формулы для расчёта основных химических величин,

понятия (количество вещества, плотность, относительная плот­ность, масса, объём, число структурных единиц, массовая доля), их единицы измерения, молярную массу, объём молярной доли вещества, современную международную номенклатуру органи­ческих и неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь проводить расчёты:

по формулам, используя количественные отношения;

по нескольким химическим уравнениям;

по термохимическим уравнениям;

связанные с концентрацией веществ;

по выходу продукта реакции от теоретически возможного;

по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке;

по уравнениям реакций с использованием растворов с определённой концентрацией растворённого вещества;

расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Особые условия проведения

Для обучающихся МАОУ СШ № 151.

Материально-техническая база

Столы, стулья, химическая лаборатория, ноутбуки, проектор, интерактивная доска.