Основы психологических знаний (9-11 классы)

В процессе обучения учащиеся познакомятся с различными направлениями психологии и психотерапии, получат представление о психических и познавательных процессах человека, узнают о классификациях и типах личности, а также пройдут тестирование и определят свой психотип, проанализируют склонности и способности к тому или иному виду профессиональной деятельности. Учащиеся познакомятся и получат практический опыт применения средств современных психотерапевтических технологий и методов, таких как арт-терапия, логотерапия, символдрамма, психосинтез, нейрографика и коучинг-технологии. Также усвоят приемы самопомощи в стрессовой ситуации.

 

Важной частью теоретических и практических занятий является знакомство и получение навыков эффективных приемов коммуникации через работу в парах и малых группах. Через организацию практических тренингов личностного роста и профориентации, учащиеся расширят круг ответов на актуальные вопросы подростка: «Кто Я? Чего хочу и чем должен заниматься в жизни?».

Педагоги

Макарова Лариса Николаевна - педагог-психолог высшей категории, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 25 лет.

Курсы повышения квалификации:

2018-2019 гг. «Использование методов арт-терапии в работе с подростками», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Содержание программы

Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем личностного самосознания и самореализации, интеллектуальной и личностной рефлексии по предложенным темам программы. Занятия проходят в сочетании теоретических знаний с практическими и тренинговыми методами анализа, что ведет к более глубокому их усвоению и способствует личностному росту и самоосознанию подростка.

 

Занятия по программе проходят в большей степени в форме творческой и тренинговой деятельности.

 

Используются следующие формы и методы обучения:

  • диагностический практикум собственного психотипа, особенностей поведения, способностей, психических процессов;
  • тренинг самопознания и личностного роста;
  • тренинг коммуникативных способностей;
  • профориентационные методы самоисследования;
  • психотерапевтические методы работы с собой;
  • лекционные и семинарские занятия;
  • проблемно-поисковая и проектно-исследовательская деятельность школьников.

 

Учебно-тематический план:

1. Предмет психологии. История возникновения психологии.

2. Психические познавательные процессы. Виды, структура, механизмы внимания.

3. Диагностика особенностей познавательных процессов. Память как один из важнейших психических процессов.

4. Специальные приемы, развивающие познавательную сферу.

5. Мышление как психологический феномен. Приемы развития логического мышления.

6. Способности. Факторы, влияющие на развитие способностей.

7. Теории интеллекта. Способы измерения интеллекта. Диагностика структуры интеллекта.

8. Эмоции и чувства. Эффективные приемы регуляции эмоциональных состояний.

9. Любовь в жизни человека. Понятие и виды, модели любви. Мужчина и женщина. Искусство взаимоотношений.

10. Основные понятия теории личности: индивид, индивидуальность, личность.

11. Понятие акцентуации характера. Основные методики определения личностных особенностей.

12. Физиологические основы психики. Типы темпераментов.

13. Проектирую себя сам. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Связь характера и темперамента.

14. Теории личности. Структура личности.

15. Основные принципы гуманистической психологии. Концепция становления личности.

16. Мотивационно-потребностная сфера личности. Иерархия потребностей.

17. Процесс самосознания и «Я – образ». «Я – концепция» и ее составляющие.

18. Самоотношение. Самоуважение. Путь к уверенности в себе.

19. Стресс и дистресс. Фазы развития стресса.

20. Методы саморегуляции и ресурсное состояние личности.

21. Общение. Структура и средства общения.

22. Позиции в общении. Трансактный анализ. Различные состояния «Я».

23. Приемы коммуникации. Самопрезентация.

24. Конфликт. Основные стили разрешения конфликтов.

25. Коллектив и личность. Распределение ролей в коллективе.

26. Психологические аспекты семейных отношений. Детско-родительские отношения.

27. Знакомство с основными методами психотерапии. Символдрамма. Цвето- и музыкотерапия.

28. Телесно-ориентированная терапия и кинезиология.

29. В поисках своего призвания: смыслы и ценности.

30. В поисках своего призвания: профессиональное самоопределение.

Цели программы

Овладение учащимися системой знаний, формирующих гуманистическое мировоззрение и повышающих психологическую культуру в целом; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области саморегуляции, межличностных отношений, личностного и профессионального самоопределения.

Результат программы

Изучение программы способствует развитию практических навыков: совместной работы старшеклассников в парах и малых группах над решением различных психологических проблем; применение доступных психодиагностических процедур; поисково-исследовательской и проектной деятельности по интересующей теме. Учащиеся узнают не только о понятиях и направлениях психологии человека вообще, но и смогут лучше понимать себя. Ответят на вопросы профессионального самоопределения.

 

По итогам освоения программы учащиеся:

  • усвоят основные понятия психологии; познакомятся с ведущими школами и направлениями современной психологии; узнают особенности психических процессов, виды и приемы общения, способы разрешения конфликтов;
  • будут уметь анализировать факторы, влияющие на развитие психики; использовать доступные методы психологической диагностики и самодиагностики;
  • научатся вступать в общение, вести диалог, применять техники и приемы эффективного общения в паре, группе, использовать основные приемы саморегуляции поведения;
  • ответят на важные вопросы личностного роста и профессионального самоопределения.

Материально-техническая база

  • Учебная аудитория с компьютером и видеопроектором, с необходимым количеством учебных столов и стульев, с возможностью переставлять их и менять пространство, при необходимости работая в парах, тройках, в кругу.
  • Методический и дидактический материал для проведения тестирования, творческих заданий на самоисследование, тренинговых упражнений.
  • Презентации по изучаемым темам и разработанные задания психологического практикума для итоговых занятий по темам программы.