Ценности

Программа «Ценности меняющегося мира» включает в себя 68 занятий, которые разделены на два содержательных блока: «Я и мой мир» и «Я и этот мир». Данный курс занятий предназначен для обучающихся старшего школьного возраста: 15 - 17 лет.

Субъект воспитания в гуманистической педагогике - сам ребёнок. Следовательно, важным условием его развития является самовоспитание - как важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Здесь важно целенаправленное действие самого воспитанника с целью намеренного изменения самого себя на более высокую ступень совершенства; сознательного и самостоятельного преобразования личностных и социальных качеств.

Пристального внимания заслуживают две особенности старшеклассников: переоценка ценностей и устойчивые моральные взгляды, не зависимые от случайных влияний. Однако мораль не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

Неслучайно первый блок программы «Я и мой мир» помогает старшекласснику в познании самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя как ценности и в самовоспитании.

Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о жизни и о себе.

Наименование и содержание второго блока программы - «Я и этот мир»- определяет общая мотивация старшеклассника, которая смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости старшеклассники часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растёт потребность в общении, с другой - повышается его избирательность.

Старшеклассник стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача педагога - помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.

Данный курс построен на тесной взаимосвязи самопознания, самовоспитания и информации об окружающем мире.

Тактично используя диагностические методики самопознания, педагог помогает старшекласснику увидеть себя, черты своего характера. Подрастающий человек получает возможность задуматься о существующих социальных навыках и проанализировать свои потребности и имеющиеся социальные навыки. Получая развёрнутую картину своей личности, он размышляет о своём месте в жизни, о смысле жизни; проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций-проб.

Педагоги

Кичило Людмила Александровна

Содержание программы

Содержание программы «Ценности меняющегося мира» включает в себя 68 занятий, которые разделены на два содержательных блока: «Я и мой мир» и «Я и этот мир». Данный курс занятий предназначен для обучающихся старшего школьного возраста: 15 – 17 лет. Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 2 академических часа.

Программа занятий рассчитана на групповую форму работы и включает в себя следующие методы и приемы работы:

· ролевые игры;

· тренинговые упражнения и тренинги;

· дискуссии;

· мини-лекции;

· просмотр и анализ фильмов.

· эмоционально-символические методы (в рисунке, в создании образа),

· релаксационные методы,

· элементы гештальт-терапии.

Структура занятия содержит введение, разминку, вводную беседу, дискуссионные игры; тренинги, направленные на формирование ценностных ориентаций и развитие навыков целеобразования, подведение итогов занятия, рефлексию.

Цели программы

Организовать деятельность обучающихся по формированию социальных навыков, стимулирования и мотивации старшеклассников к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потребностей и мотивов деятельности.

Результат программы

У старшеклассников будут сформированы представления об общепринятых ценностях. Появится мотивация на выработку собственных ценностей, определение жизненных целей и общую жизненную стратегию.

Критерии оценки успешности реализации программы:

· начальная база ценностных ориентаций;

· сформированное умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации; умение сказать «нет» и "да".

· наличие приоритетной ценности как базовой цели на будущее.

Особые условия проведения

Индивидуальный подход

Материально-техническая база

Аудитория с мультимедийной поддержкой