Математическая мастерская «ЭРУДИТ»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс математической мастерской «Эрудит», расширяющий кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Курс предназначен для создания на занятиях ситуаций активного поиска, предоставления возможности сделать собственное «открытие», знакомства с оригинальными путями рассуждений, овладения элементарными навыками исследовательской деятельности. Знания и умения, полученные назанятиях позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Задача содержания курса направлена на развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения, воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Вся работа в математической мастерской направлена на фор­мирование устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслитель­ной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в по­исках способов решения задач.

Педагоги

Кривенкова Любовь Юрьевна

Содержание программы

Математическая мастерская «Эрудит» входит в состав Школы Интенсивного Развития (ШИР) по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.

Курс «Эрудит» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями), поэтому при организации курса используются игры, принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимают форму состязаний, соревнований между командами.

Цели программы

Раскрытие у учащихся в полной мере математических способностей, развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.

Результат программы

Участие в олимпиадах, проводимых в ШИР, в городе, выездных олимпиадах разного уровня;

Умение моделировать задачи;

Умение составлять задачи и задания по образцу и алгоритму, составленному коллективно.

На выходе изданная книжка – малышка с математическим содержанием

Формы подведения итогов работы по программе:
Итогом работы за год является выездная школа с углубленным погружением в предмет.

Результатом этой школы являются пресс – конференции, олимпиады, творческие отчеты.

 

Особые условия проведения

Формы, методы и режим занятий.

Данной программой предполагаются различные формы организации деятельности: индивидуальная, в парах, группах, в группах сменного состава, в разновозрастных группах.

Методы обучения, в зависимости от материала, используются разнообразные: практикумы, объяснения, учебная дискуссия, дидактические игры, путешествия по станциям. Эта программа предполагает учить детей составлять подобные задания и после изучения каждого раздела принимать участие в издании книжки – малышки.

Результат – авторство учащегося – необходимая компетенция, формируемая в процессе работы в мастерской "Эрудит".

Для реализации поставленной цели проводятся такие виды работ, которых нет в обычных уроках, или есть в очень недостаточном количестве, используется дополни­тельная интересная для ребят литература, материалы из Интернета, с различных олимпиад, проводятся малые олимпиады, подводятся итоги непосредственно на занятиях., составляются и выпускаются книжки – малышки с математическими заданиями.

Материально-техническая база

Программа составлена по материалам книг:

1. Е.И.Игнатьева «Математическая смекалка». Москва, «Омега», 2005 г.

2. Я.И.Перельман «Занимательные задачи для маленьких». Москва, «Омега», 2014г.

3. В.А.Володкович «Сборник логических задач». Москва, 2Дом педагогики«, 2014 г.

4. Н.Я.Виленкин «Комбинаторика». Москва, изд. «Наука», 2015 г.

5. Н.Б.Истомина «Учимся решать комбинаторные задачи». Москва, изд. «Ассоциация XXI век», 2017

6. С.Гин «Мир логики». Москва «Вита пресс», 2016г.

7. Г.Г.Левитас «Нестандартные задачи по математике 1-4 классы». Москва, «Илекса», 2016г.

8. Л.М.Лихтарникова «Числовые ребусы». Санкт-Петербург, «МИК», 2014 г.

9. Ф.Ф.Нагибин «Математическая шкатулка». Москва, «Просвещение», 2009г.

Ю.И.Агафонова «Учимся думать». Санкт-Петербург, «МИК», 2016 г

11.Л.Ф.Тихомирова «Логика для детей 7-9 лет!. Ярославль, Академия развития, 2016 г.

12.Л.М.Лихтарникова «Занимательные логические задачи». Санкт-Петербург, «МИК», 2017г.