«Финансовая грамотность»

С деньгами связано огромное количество важных решений в нашей жизни: от приобретения жилья или открытие нового бизнеса до формирования накопительной пенсии и инвестиций в ценные бумаги. И достаточная подкованность в финансовых вопросах позволяет выстроить лучшую стратегию управления своими финансами, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации, например, взять ли для крупной покупки кредит или копить деньги на депозите. Универсального ответа на этот вопрос нет- в каждой ситуации нужны разные подходы.

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей.. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия.

В Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации говорится о том, что "Финансовая грамотность населения Российской Федерации находится на неудовлетворительно низком уровне, что является одной из причин отсутствия в России класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан России, угрозы для стабильности финансовой системы, и, в конечном счете, отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения России"

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Вид деятельности: ресурсы творческого развития личности.

Вид программы: модифицированная.

Актуальность определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.

В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.

Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков социальных навыков, которые необходимы для их успешного развития.

 

Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Педагоги

Буланова Ольга Николаевна

Содержание программы

Тема 1. Управление денежными средствами семьи

- Человеческий капитал. Как принимать решения связанные с деньгами. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Составление личного финансового плана

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.

Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

-Зачем копить деньги. Что такое депозит. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Что такое кредит. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Хранение обмен и перевод денег. Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

 

Тема 3. Фондовый рынок

Инвестиции. Как работают инвестиции. Время работает на нас. Выбор активов. Финансовые посредники. Типичные ошибки инвесторов.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 4. Налоги

Какие бывают налоги. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 5. Страхование

Что такое страхование. Чем занимается страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Как использовать страхование в повседневной жизни.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.

Тема 6. Финансовые махинации

Махинации с банковскими картами. Как защитить банковские карты. Что делать, если вы стали жертвой мошенников Типичные махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации. Мошеннические инвестиционные предложения. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.

Тема 7. Пенсии

Что такое пенсия и какой она бывает. Корпоративные пенсионные программы. Частная пенсия. Каким должен быть размер пенсии.. Инструменты для получения пенсии. Накопление и приумножение пенсионных сбережений.

Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум.

Цели программы

Цель программы: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Результат программы

Учащийся должен уметь:

- выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях;

- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке;

- пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате;

– понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании;

- различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от мошенников;

– влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

 

Материально-техническая база

Список литературы

1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев Основы финансовой грамотности. 8-9 классы: учеб. Для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев–2-е изд..-М. : Просвещение 2020-272с.

2. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti

3. Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).

4. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).

5. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.

6. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.

 

 

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru – журнал "Вопросы экономики".

www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru – Центральный банк РФ.

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.