Самбо. Общеразвивающая

  • (2)

Самбо – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания. Самбо способствует выработке самодисциплины, развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств.
История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Становление самбо пришлось на 1920-е – 1930-е годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающем его защиту, сплачивающем активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков.
Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеров-преподавателей Ужурской спортивной школы.
Основная направленность программы выражается в следующем:
- улучшение физического развития обучающихся, создание условий для развития личности;
- выявление задатков и способностей занимающихся борьбой самбо;
- привитие стойкого интереса к занятиям, профилактика асоциального поведения;
- воспитание черт спортивного характера, обеспечение эмоционального благополучия человека.

Педагоги

Воробьев Степан Александрович - тренер-преподаватель по самбо, первая квалификационная категория.

Винтер Владимир Викторович - тренер-преподаватель по самбо, первая квалификационная категория.

Содержание программы

Теоретическая подготовка – 18 часов:

- История создания самбо.

- Физическая культура и спорт.

- Краткие сведения о строении и функциях организма.

- Общие понятия о гигиене.

- Общие понятия о виде спорта.

- Места занятий. Оборудование и инвентарь.

Общая физическая подготовка – 100 часов:

Развитие силы (силовая подготовка):
а) Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса – подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений;
б) Упражнения с отягощениями – штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера;
в) Упражнения на снарядах и со снарядами;
г) Упражнения из других видов спорта;
д) Подвижные и спортивные игры.

Развитие быстроты (скоростная подготовка):
а) Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени;
б) Подвижные и спортивные игры.

Развитие выносливости:
а) Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время;
б) Упражнения из других видов спорта, выполнение длительное время – лыжи, коньки, плавание, ходьба;
в) Подвижные и спортивные игры.

Развитие ловкости (координационная подготовка):
а) Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движения;
б) Выполнение упражнений из непривычного (неудобного) положения;
в) Подвижные и спортивные игры.

Развитие гибкости:
а) Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды (степени подвижности) в суставах;
б) Упражнения из других видов спорта (гимнастика, акробатика).

Вид спорта – 80 часов:
Подготовительные упражнения:
а) Для укрепления мышц, которые принимают наибольшее участие в предстоящем разучивании технико-тактического действия, и развития их скоростно-силовых качеств;
б) Элементы приемов, которые предстоит освоить занимающимся.

Подводящие упражнения:
а) Перемещение с партнером в захвате, наиболее приемлемом для выполнения разучиваемого приема;
б) Основное положение броска из основной техники борьбы;
в) Детали техники броска;
г) Упражнения с сопровождением для увеличения мощности разучиваемого приема.

Имитационные упражнения:
а) Аутогенная тренировка (мысленное представление о выполнении приема);
б) Многократное выполнение приема без партнера с постоянным увеличением скорости.

Борьба стоя:
Стойки:
- прямая /правая, левая, фронтальная/;
- средняя /правая, левая, фронтальная/;
- низкая /правая, левая, фронтальная/;

Перемещения:
- скользящим шагом;
- приставными шагами;

Основные захваты:
- за рукава;
- за отворот и рукав;
- за пояс и рукав;

Основные броски:
- в основном руками;
- захватом двух ног;
- сбивая партнера плечом;
- захватом двух ног с отрывом от ковра /татами/;
- в основном туловищем;
- бросок через бедро;
- бросок через плечо;
- в основном ногами;
- задняя подножка;
- передняя подсечка;
- подсечка изнутри под пятку;

Борьба лежа:
Переворачивания партнера на спину /стоящего на четвереньках/;
- захватом двух рук; захватом двух ног;
захватом дальней руки и ноги;

Удержания:
- сбоку;
- верхом;
- со стороны головы;
- поперек;

Болевые приемы на руки:
- рычаг локтя через бедро от удержания сбоку;
- узел руки наружу от удержания сбоку;
- рычаг локтя с захватом рук партнера между ног;

Болевые приемы на ноги:
- ущемление ахиллова сухожилия с захватом ноги противника между ног;

Удушающие приемы:
- удушение партнера руками захватом шеи локтевым сгибом и головы другой рукой.

Среди тактических действий рассматриваются:
а) Простейшие комбинации приемов в направлениях вперед-назад;
б) Переходы на удержания после удачного выполнения броска с падением;
в) Переходы с удержаний на болевые приемы на руки;
г) Переходы на болевые приемы на руки после удачного выполнения броска.

Различные виды спорта и подвижные игры – 30 часов:
1. Борьба за мяч

2. Борьба руками

3. Игра в волейбол

4. «Петушиный» бой

5. Борьба ногами лежа

6. Футбол с набивным мячом

Контрольные испытания - 6 часов.

Цели программы

Программа направлена на спортивно-оздоровительную работу, направленную на разностороннюю физическую подготовку и знакомством с основами техники самбо.
Основные задачи подготовки:
- улучшить состояние здоровья и закаливание;
- внести коррекцию недостатков физического развития;
- привлечь максимально возможное число детей и подростков к занятиям самбо, формировать у них интерес, мотивацию к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
- развить физические качества (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости).

Результат программы

Планируемые результаты.
Обучающийся должен знать:
- историю развития, традиции национального вида спорта самбо;
- основные гигиенические требования на занятиях самбо;
- основные правила техники безопасности при падениях и непредвиденных жизненных обстоятельствах;
- основные понятия о физической культуре, как одном из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья;
- базовые сведения о строении и функциях организма и основных ее системах.
Обучающийся должен уметь:
- качественно выполнять упражнения, предусмотренные программой;
- показывать и объяснять технику страховки и самостраховки;
- взаимодействовать с партнером;
- применять полученные на занятиях знания и умения в соревновательной деятельности.

 

Материально-техническая база

- Ковер
- Гантели
- Канат
- Манекен тренировочный для борьбы
- Мат гимнастический
- Мячи игровые (футбольный, волейбольный)
- Перекладина гимнастическая
- Скамья гимнастическая
- Скакалки