Русская кухня

Большую популярность среди подростков и молодёжи набирает фаст-фуд, вопреки здравому смыслу. Хорошее рациональное питание (что совершенно не значит сверхизысканное и очень дорогое) предупреждает отклонения в здоровье, возникновение напряженности, агрессивности, просто плохого настроения. Очень важно организовать свой быт так, чтобы еда приносила радость, была полезной, немудреной и аппетитной. В связи с этим, возникает необходимость знакомить детей с традициями русской кухни и их местом в народной бытовой культуре, формировать навыки и умения приготовления основных блюд русской, славянской кухни и кухни некоторых народов мира развивая терпение, настойчивость, трудолюбие. Кулинарные традиции нашей Родины прошли долгой путь становления, сформировавшись в итоге в уникальный пласт национальной культуры, приводящей в восхищение гурманов всего мира, которые попробовав хотя бы один раз знаменитые щи или пельмени, навсегда отдают им свою любовь и расположение. В программе реализуется комплексный подход в использовании народного календаря в сочетание с приобретением навыков и умений приготовления основных блюд русской кухни. Основные праздники, почитаемые на Руси, своеобразный народный календарь, поможет детям сформировать культуру питания.

Педагоги

Светлана Марсельевна Куропаткина, учитель математики и технологии, ВКК

Содержание программы

Раздел 1. Знакомство с народным календарём (8 часов)
Основные теоретические сведения: Народные праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням – повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. Основные праздники, почитаемые на Руси, своеобразный народный календарь. Стоит заметить, что праздников значительно больше, но они менее известны (по-новому).

25 декабря – Спиридон-солнцеворот.
6-7 января – Рождество. Коляда.
7-19 января – Святки.
15 февраля – Сретение.
Конец февраля – начало марта – Масленица (плавающая дата).
22 марта – Сороки.
7 апреля – Благовещение.
Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка.
В ночь с 23 на 24 июня – Ивана Купала.
2 августа – Ильин день.
28 августа – Спожинки.
14 сентября – Семен Летопроводец.
27 сентября – Воздвижение.
26 октября – Большие Осенины.
10 ноября – Параскева пятница
Практическая работа: составление русского народного календаря, выбор соответствующих блюд для каждого праздника

 

Раздел 2. Осень в народном календаре (16 часов)

Основные теоретические сведения:

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю празднуется начало осени – Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года. По преданию Православной церкви, именно в сентябре был сотворен мир. На Осенины как бы сама природа наряжается в яркое и праздничное одеяние. 

Практическая работа: приготовление гречневой каши с грибами, яблочного пирога, блинчиков с творогом, квашение капусты

 

Раздел 3. Зима в народном календаре (16 часов)

Основные теоретические сведения:

Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. 

Практическая работа: приготовление Гурьвской каши, кулебяки, борща

 

Раздел 4. Весна в народном календаре (16 часов)

Основные теоретические сведения:

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. 

Практическая работа: приготовление ажурных блинов, раскрашивание яиц, выпечка булочек в виде птиц, жаркого в горшочках.

 

Раздел 5. Лето в народном календаре (16 часов)

Основные теоретические сведения:

Необычный и таинственный Иван Купала праздновали не при свете дня, а обязательно ночью. Все гуляли на улице или шли на луг, где горели костры. Через них, прыгая, очищали себя. Не зазорно было прыгать вместе с детьми и молодежью и зрелым сельчанам. Девки и парни пели, хороводились. Незамужние и одинокие плели венки из цветов и трав и пускали по течению речки, гадая на свое семейное будущее. Два растения символизируют этот праздник: папоротник и иван-да-марья. Считается, что никогда не цветущий папоротник в эту ночь вдруг выбрасывает свой бутон, а счастливчик, найдя его, найдет и клад. Ильин день дети не любили. 

 

Практическая работа: приготовление ячменной «обетной каши», кулаги, кваса, дранников

Цели программы

1. Цель и задачи (переформулировать общедоступными словами).

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Русская кухня» является приобщение к народным традициям многонациональной России посредством вовлечения учащегося в традиционную культуру национальной кухни, способствующее раскрытию творческого потенциала и социализации ребёнка.

Обучающие:

o дать воспитанникам представление о традиционных национальных блюдах; формировать у детей широкую, целостную научную картину мира, историческое мышление; расширять его кругозор

Развивающие:

o развивать у воспитанников монологическую речь, логическое мышление, внимание, память;

Воспитательные:

o воспитывать у детей уважение к традициям народов России, культуру поведения,

o умение сообща работать в коллективе.

Результат программы

Освоение детьми программы «Русская кухня» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

Дети имеют представление:

о технологии приготовления блюд;

 

· о сроках и условиях хранения блюд и кулинарных изделиях;

 

· о признаках и методах определения доброкачественности продуктов; · элементы культуры и традиции родного края; · рациональную организацию труда на своем рабочем месте;

· иметь представление о способах получения информации о вопросах кулинарии.

 

Дети знают:

 

· виды, свойства и кулинарное назначение картофеля, овощей, грибов, круп, макаронных изделий, творога, яиц, теста, консервов и других продуктов;

 

· правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;

 

· назначение,правила пользования технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, посудой и правила ухода за ними;

· безопасные и санитарные требования к труду;

 

· этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях; · правила общения.

 

Дети умеют:

 

· приготавливать блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки;

 

· варить картофель, овощи каши, бобовые и макаронные изделия, яйца; · жарить блины, оладьи, блинчики; · запекать овощи и крупяные изделия;

· процеживать, замешивать, измельчать;

 

· приготавливать бутерброды, блюда из полуфабрикатов, консервов и концентратов;

· сервировать стол к чаю, к обеду, завтраку.

 

· уметь работать в группе, коллективе, выражать в речи свой интерес к предмету

 

 

Личностные результаты:

 

Программные требования к уровню воспитанности:

 

В результате реализации программы у обучающихся воспитывается:

 

· чувство коллективизма, особенно при подготовке праздников, коллективных творческих дел, участии коллектива в городских мероприятиях;

 

· чувство взаимопомощи, взаимопонимания, что ярко проявляется при проведении детьми мастер – классов со сверстниками;

 

· нравственное отношение к окружающим (уважение к старшим, внимательное отношение к младшим и т.п.), особенно при непосредственном участии родителей, которые являются для детей образцом поведения;

 

· дети приобщаются к традициям благотворительности через участие в благотворительных конкурсах, ярмарках.

 

Программные требования к уровню развития:

 

По окончании курса занятий у воспитанников развивается:

 

· интерес к народной культуре, показателем которого является инициатива при собирании народных игр, дополнительных сведений о народных традициях, подготовке материалов к играм – путешествиям и проведении мастер – классов среди сверстников;

 

· умение логически рассуждать при решении логических задачек, математического фольклора на конкурсах смекалки; находить решения головоломкам;

 

· умение общаться друг с другом в разновозрастном коллективе, чему способствуют коллективные творческие дела, посиделочные программы, игры;

 

Метапредметные результаты:

 

На разных этапах обучения у учащихся формируются метапредметные УУД, отражающие работу с информационными источниками (поиск, синтез, анализ информации); исследовательскую деятельность в рамках предметной области; перенос предметных знаний в практику собственной жизни; навыки в области презентации полученных знаний; творчество, дивергентное мышление через содержание работ.

Материально-техническая база

1. Кухонная плита

2. Многофункциональный миксер

3. Разделочные доски

4. Посуда

5. Столовые принадлежности