ЮНЫЙ ХИМИК

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Вводный курс. 7 класс». Дрофа, 2010 год. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для 7 класса О.С. Габриеляна (2010 г.).

Цели:

1. подготовить обучающихся к изучению серьезного учебного предмета;

2. разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы; сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

3. интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины "Химия".

4. отработать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчетных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8, 9 классах;

5. показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии;

6. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

7. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

8. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждению явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данный курс является пропедевтическим и позволяет изучать дополнительно предмет, который способствует реализации образовательной программы лицея в части подготовки обучающихся к выбору дальнейшего профиля обучения: химико-биологического, физико-математического.

Рабочая программа включает разделы:

пояснительную записку;
содержание программы учебного курса;
требования к уровню подготовки обучающихся;
учебно-тематический план;
календарно-тематическое планирование;
формы и виды контроля;
учебно-методические средства обучения.
Система оценки планируемых результатов выражена в практических, самостоятельных и контрольных работах в традиционной и тестовой формах. Показатели уровня успешности учащихся выражены в пятибалльной системе, портфолио. Запланировано – 2 контрольные работы, 6 практических работ, 12 выносится на домашний ученический эксперимент.

 

Педагоги

Холмогорова Юлия Викторовна., учитель химии и биологии. Стаж работы-12 лет, I квалификационная категория.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Глава I. Химия в центре естествознания. (11 часов)

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

Моделирование. 

Химические знаки и формулы..

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». 

Агрегатные состояния веществ. 

Химия и география. 

Химия и биология.  Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.

 

Глава II. Математика в химии. (9 часов)

Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).

Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК.

Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

 

Глава III. Явления, происходящие с веществами. (11 часов)

Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды.

Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.

Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.

 

 

 

 

 

Цели программы

Цели:

1. подготовить обучающихся к изучению серьезного учебного предмета;

2. разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы; сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

3. интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины "Химия".

4. отработать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь для проведения эксперимента, а также для решения расчетных задач по химии), на которые не хватает времени при изучении химии в 8, 9 классах;

5. показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии;

6. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

7. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

8. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждению явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Результат программы

Обучающиеся должны знать/понимать

химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
уметь

называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.

Особые условия проведения

На занятиях учащиеся освоят навыки работы с лабораторным оборудованием. важным аспектом является повышение уровня экологической грамотности обучающихся.

Материально-техническая база

Занятия проходят в учебном кабинете "Химия". Есть оборудование для лабораторных, практических работ.