Изостудия «Тропинки творчества»

Особенность данной программы в том, что она объединяет два содержательных направления младших школьников: изобразительное искусство и технологию. Значимость направления «изобразительное искусство» определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Также позволяет обучающимся осваивать начальные навыки изобразительного искусства и использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм. Это направление курса способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы, универсальных учебных умений.

Педагоги

Егорова Елена Александровна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

Содержание курса.

Раздел 1. Виды художественной деятельности и культура труда.

Содержание этого раздела нацелено на развитие эмоционально-ценностного восприятия обучающимися различных видов профессионального и народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное творчество). 

1. Восприятие произведений искусства.

Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека. Где мы встречаемся с искусством?

Художники и мастера. Кто создает произведения искусства? Знакомство с великими художниками, скульпторами, архитекторами, с их жизнью и творчеством.

Художники и зрители. Образная сущность искусства, его условность. О чем говорит искусство? Знакомство с крупнейшими музеями искусства России и мира. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира.

2. Виды и жанры изобразительного искусства.

Рисунок.

Рисование разнообразными материалами: карандаши, ручки, фломастеры, мелки, пастель, сангина, тушь.

Графика как вид изобразительного искусства. Основные виды графики: станковая, книжная, прикладная, плакат.

 

Живопись.

Основные виды живописи: монументальная, станковая, прикладная, декоративная.

 

Язык цвета в живописи.

 

Создание живописных работ в различных жанрах.

Сочетание живописных техник с прикладными (аппликация, коллаж, конструирование, изонить, вырезание, плетение).

Скульптура.

Знакомство с произведениями скульптуры.

Выразительные средства скульптуры: объем, силуэт, фактура, цвет.

Материалы для скульптуры. Работа с пластилином, тестом, глиной, природными материалами.

Архитектура.

Знакомство с шедеврами архитектуры России и других стран.

Отражение в архитектуре духовно-нравственных ценностей различных культур.

Создание рисунков, моделей, коллажей с изображением шедевров мировой архитектуры.

 

Дизайн.

Основные виды и особенности дизайна. Эстетика и функциональность. Дизайн предметов бытового назначения, промышленный дизайн, дизайн среды (интерьеры), ландшафтный дизайн.

Сочетание техник конструирования и моделирования с элементами живописи и рисунка.

Декоративно-прикладное искусство.

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, его исторические корни.

Украшение жилища, предметов, костюма.

Сказочные образы в народной культуре и в декоративно-прикладном искусстве. Образы природы как основа декоративных форм в природном искусстве.

 

Жанры изобразительного искусства.

Разнообразие жанров изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический, батальный, исторический, бытовой, графика, карикатура, художественная фотография.

Сочетание жанров в одном произведении.

Раздел 2. Основы художественной грамоты.

Художественные знания, умения и навыки являются важным средством приобщения к художественной культуре. 

1. Композиция.

Понятия горизонтали, вертикали и диагонали. Понятие линии горизонта, ракурса и точки зрения.

Понятие перспективы: ближе – больше, дальше – меньше. Воздушная перспектива. Изображение ближних предметов ниже, дальних выше на плоскости листа. Изображение ближних предметов ярче, контрастнее, дальних

– светлее. Загораживание и перекрытие предметами друг друга.

Контраст и композиция: низкое – высокое, большое – маленькое, тонкое – толстое, темное – светлое.

Смысловой центр композиции. Создание центра при помощи размера, места положения на листе, цвета, контраста и большей деталировки.

2. Цвет.

Основные и составные (дополнительные) цвета.

Теплые и холодные цветовые гаммы. Смешивание цветов для получения новых. Смешивание с белой и черной краской.

Передача с помощью цвета настроения и характера персонажа. Цветовая гармония: цветовые контрасты и нюансы.

3. Линия.

Виды линий и штрихов. Разные материалы для изображения линии.

4. Форма.

Природные формы и трансформация их в художественные образы. Простые геометрические формы и трансформация их в образы.

Плоские и объемные формы. Передача форм на плоскости и в пространстве.

5. Объем.

Способы передачи объема в плоскостном изображении. Создание объемных изделий из разных материалов. Создание объемных композиций.

Моделирование объема в живописи и в рисунке: свет, полутень, полутон, блик, рефлекс.

6. Ритм.

Ритм линий, пятен, цвета.

Ритм повторяющихся элементов в декоративном орнаменте. Роль ритма в эмоциональном восприятии произведения.

Раздел 3. Технология обработки материалов.

В этом разделе предполагается овладение начальными знаниями и трудовыми умениями в работе с бумагой, пластилином, текстильными, природными и различными бросовыми материалами.

Цели программы

Цель – развитие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного искусства и художественного труда.

Результат программы

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественно- творческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

Особые условия проведения

Запись на программу для обучающихся МАОУ СШ № 151