«Увлекательная химия»

Направленность программы.

Ребенок с рождения знакомится с различными веществами и химическими явлениями и он должен уметь обращаться с ними. Рабочая программа курса"Увлекательная химия" разработана для учащихся 1-4 классов, то есть для детей такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает.

Актуальность.

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений младших школьников.

В процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка, педагог может быть «научным консультантом». Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Исследовательская деятельность является способом развития познавательных интересов школьников, это одна из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Новизна

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково – исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

 

Педагоги

Лебедева Вера Николаевна, учитель начальных классов

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория: Что такое эксперимент? Окружающий нас мир. Цели и задачи экспериментирования. Инструктаж по ТБ.

Практика: Диагностика начальных знаний детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры).

Экспериментирование с ВОЗДУХОМ.

Теория: Что такое воздух? Воздух – большей частью газ. Воздух – не только газ. Воздух важен для всего живого. Углекислый газ в воздухе может быть и хорошим, и плохим. Воздух содержит воду. Воздух – защитная подушка. Воздух меняется, когда вы поднимаетесь выше. Воздух может двигаться быстро и далеко. Загрязнение воздуха может отменить пикник.

Практика:проведение экспериментов «Кораблики», «Воздушный змей», «Воздействие t на воздушные шарики», «Пуста ли пустая бутылка?», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Подводная лодка», «Свеча в банке», «Послушное пламя», «Живая змейка», «Определи, чем пахнет воздух?», «Весёлое кружение», «Забавная воронка», "Превращения с воздухом«.

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: изготовление бумажных корабликов, игра «Воздушное пространство», изготовление оригами, гусениц.

Экспериментирование с ВОДОЙ.

Теория:Что такое вода? Свойства воды (цвет, запах, текучесть), состояние воды (жидкая, твёрдая, газообразная), вода-растворитель, вода – осадки, расширение и сжатие воды, вода – источник жизни на Земле.

Практика: проведение экспериментов «Форма дождевых капель», «Испытывая давление», «Карандаши», «Сухой из воды», «Форма воды», «Запах воды», «Зонтики», «Дождь на море», «Лужицы града», «Снежинки», «Вода, набирая вес», «Удивительные облака», «Осадки», «Вода течёт в верх», «Водяная стена», «Образование рек», «Оползни», «Лавина», «Опасные напитки», «Превращения с водой», «Почему не выливается», «Цветная капуста», «Плавающее яйцо», Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз.

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: КТД "А мои капли похожи на...«;Шоу мыльных пузырей.

Экспериментирование со СВЕТОМ.

Теория:Что такое свет, луч? Свойства света – прямолинейность, распространение, отражение.Образование теней. Проекции объемных предметов.

Практика: проведение экспериментов «Преломление предмета в воде», «Отражение света», «Поймать радугу», «Силуэт», «Танцы теней», «Превращения со светом», «Серебряное яйцо», «Плясун в зеркале», «Слева направо и справа налево», «Странные отражения», "Не раскупоривая бутылку«.

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: конкурс «Чей силуэт», Самодельный спектроскоп.

Экспериментирование с МАГНИТОМ.

Теория: понятия «магнит, сила магнита», «магнитное поле Земли»; магнитные свойства. Взаимодействие магнита с другими материалами.

Практика: Проведение опытов и экспериментов:Танцующие скрепки, Фокусы с магнитами, Летающая бабочка, Вися на голове, Враг магнетизма, Иголки дыбом, Исчезающий магнит, Компас из иголки и стакана воды, Магнит для опытов, Магнитная инфекция, Магнитные картины, Магнитный ключ, Магнитный рыболов, Маленькая мышка с большой родней, Ожившие железки, Опыт с железными опилками, Опыты с магнитными иголками, Перерезание магнитных силовых линий, Разборчивый магнитный гусь, Умный магнитный гусь.

Удивительное рядом.

Теория:Человек – это кто? Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем человек? Рецепторы (проприоцепторы).Слово «проприоцепция» происходит от двух латинских слов: proprius – «собственный», и perception, что значит «способность осознавать и понимать». Понятие «5 чувств» человека, их названия. Зачем они человеку? Их роль в организме.

Практика: экспериментальная и игровая деятельность: органы чувств(ощущаю, вижу, слышу); дыхательная система (определение объёма воздуха, частоты дыхания, силы дыхательных мышц); «Затяни ремень!», «Взлетающая рука», «Розовых фламинго просим не беспокоить!», «Время кружения», «Путаница с зеркальным волшебством»; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, креативности.

Итоговое занятие.

Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение, задание на лето.

Цели программы

Цель программы – способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность..

Задачи:

– развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

-развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

-стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. -способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

-развивать коммуникативные навыки.

Результат программы

По окончанию освоения программы обучающиеся будут знать:

-вещество можно опознавать по свойствам;

-значение понятий: тело, вещество, свойства вещества; агрегатное состояние: газ, жидкость, твердое; химический эксперимент; кислота, щелочь; физическое явление, химическая реакция, признаки реакции; значение терминов: индикатор, фильтрование,

- виды, наименования и назначение основного химического лабораторного оборудования;

- правила техники безопасности при проведении опытов

с нагреванием веществ на спиртовке, со стеклянной посудой, с измерительными приборами: весы, термометр (спиртовой);

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- способы сохранения окружающей природы;

По итогам усвоения программы обучающиеся будут уметь:

- безопасно определять основные свойства вещества: цвет, запах, растворимость, агрегатное состояние;

-описывать признаки химической реакции; составлять описание свойств вещества по правилу "пяти пальцев":

1) агрегатное состояние;

2) цвет;

3) запах;

4) вкус;

5) растворимость;

- безопасно обращаться с химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические эксперименты; описывать наблюдения при проведении химических опытов, измерять вес твёрдых веществ, объём, температуру и плотность растворов;

- самостоятельно контролировать ход эксперимента, анализировать, сравнивать и делать выводы;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Материально-техническая база

Приборы и оборудование лабораторий:

Микроскоп, лупы, термометры, весы, пробирки, колбы, пипетки, мерные ложечки линейки, глобус, фонарики, мыло, воздушные шарики, воздушный змей, химические реактивы, песочные часы, ножницы, фильтровальная, универсальная индикаторная и наждачная бумага, мензурки, держатели и подставки для пробирок, штатив, пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита.