«Мягкая игрушка»

Традиции швейной игрушки в декоративном народном творчестве пришли к нам из глубины веков. Они были известны у многих народов в разных областях и районах нашей страны.

Лучшие художественные традиции швейной игрушки из лоскутков ткани и меха живут и развиваются в современной промышленности и самодельной игрушке.

Игрушка в современном мире завоевала симпатию не только у детей, но и у взрослых, она стала лучшим подарком на любые праздники. Украшая интерьер, игрушки выполняют декоративную либо декоративно-унитарную функцию. К последним можно отнести настенные игрушки, игрушки-панно, игрушки-сумки, игрушки-подушки. В объединении «Мягкая игрушка» эти изделия можно сделать практически бесплатно, кроме того, можно продать на ярмарках. Поэтому данная программа актуальна и является востребованной.

Образовательная программа «Игрушка – сувенир» дает уникальную возможность для формирования у детей основ бытовой культуры, прежде всего, через приобщение их к созданию эстетически значимой предметной среды, так называемого «Мира вещей». Большинство занятий посвящено изготовлению поделок, предназначенных для использования в быту. Именно это способствует целенаправленной системе работы, в процессе которой дети не только изучают технологию пошива тех или иных видов игрушек, но и осваивают принципы разработки гармоничных вещей.

Очень важно не только научить детей пошиву вещей, но и научить их создавать мир вещей, в котором мы живем со своими друзьями, близкими людьми, через которые мы выражаем себя. Таким образом, происходит формирование особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Благодаря ему, человек может формировать в себе эстетическое творческое отношение к миру вещей. Именно это является главной идеей, на основе которой разработана данная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Игрушка-сувенир» направлена на развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умений учебного сотрудничества, основ общечеловеческой культуры, применение умений и способов интеллектуальной и практической деятельности в такой области ДПИ как игрушка.

Занятия в мастерской способствуют развитию творческой активности, эстетическому и трудовому воспитанию. Занимаясь в мастерской, дети знакомятся с различными видами игрушки, получают практическое представление о различных видах ткани, о работе с различным оборудованием. Они приобретают навыки работы с различными инструментами и приспособлениями, предназначенными для данного вида рукоделия. Знакомят с историями народных игрушек. В программу включены выставки, что дает возможность познакомить учащихся с работами художников – прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства. После экскурсии учащиеся делятся впечатлениями, обобщают, анализируют и сравнивают.

 Данная программа помогает развиваться творческой личности, знакомит учащихся с некоторыми профессиями,связанными с ДПИ.

· Учитель технологии;

· Закройщик;

· Швея – мотористка;

· Работник музея;

· Педагог дополнительного образования;

· Художник-декоратор;

· Хорошая хозяйка в доме.

Педагоги

Малеванная Татьяна Павловна - педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории

Содержание программы

1. Вводное занятие.

План и задачи. Правила поведения в мастерской. Просмотр игрушек. Организация рабочего места. Инструменты и материалы необходимые для работы. Правила безопасности труда.

Практическое занятие. Определение длинны рабочей нити. Заправление нитки в иголку. Заправление нитки в начале и в конце шва.

2. История народной игрушки.

3. Ручные швы и строчки.

Шов «через край» и шов «вперед иголку». Применение швов. Техника выполнения швов. Образцы. Техника безопасности работы с иглой. Изготовление игольницы.

Шов «назад иголку». Образец. Техника выполнения. Применения шва. Петельный шов. Образцы. Техника безопасности работы с иглой.

4. Плоские игрушки, полуобъемные игрушки.

Особенности выполнения плоских игрушек. Возможное применение игрушки в быту и в интерьере.

Практическое занятие. Выполнение плоских игрушек по выбору. Выбор ткани. Пошив и оформление игрушек.

Выполнение игрушек по технологической карте. Просмотр и оценка работы.

5. Игрушки на основе круга.

Особенности выполнения. Применение игрушек. Подбор ткани. Последовательность изготовления.

Практическое занятие. Выполнение плоских игрушек по выбору. Выбор ткани. Пошив и оформление игрушек. Просмотр и оценка готовых работ.

6. История сувенира и его назначение.

Урок беседа.

7. Значение цвета в декоративном решении сувенира. Беседа.

Практическое занятие. Составление аппликации.

8. Объемные цельнокроеные игрушки.

Особенности выполнения объемных цельнокроеных игрушек. Применение игрушки. Расположение выкройки на ткани, раскрой.

 

Практическое задание. Пошив на основе изученных швов. Набивка игрушки. Оформление игрушки и просмотр.

Выполнение игрушки по выбору.

9. Выставка, ярмарка-продажа.

Домашняя выставка.

10. Изготовление объемных игрушек с пришивной головой.

Техника выполнения. Отличительные особенности. Потайной шов. Техника выполнения шва и его применение.

Практическое занятие. Шитье шва на образцах. Изготовление игольницы-шляпки.

Изготовление игрушек. Анализ конструкции модели. Навыки выполнения игрушек с пришивной головой.

Подбор материала, раскрой, сшивание деталей, оформление игрушки, анализ готового изделия. Изготовление игрушек по желанию.

11. Швейная машина и машинные швы.

Знакомство с машиной. Техника безопасности.

Практическое задание. Заправка нити. Выполнение проборов.

12. Изготовление игрушек-подушек.

Особенности изготовления игрушек-подушек. Применение в быту. Последовательность изготовления.

Практическое задание. Выбор образца по желанию. Разработка лекал. Выбор материала. Изготовление и оформление. Анализ готовых работ.

13. Декоративная пауза.

Тема выбирается по желанию детей (бисероплетение, вышивка, лоскутная пластика и т. д.)

14. Объемные игрушки с использование меха.

Сравнительный анализ моделей (с мехом и без него). Разновидности меха. Правила раскроя меха.

Практическое задание. Выбор образца по желанию. Составление плана пошива. Сшивание деталей. Заполнение игрушки ватой. Оформление игрушки и просмотр.

15. Оформление глаза, носа, ушей игрушек.

Беседа о форме глаз, носа, ушей. Просмотр схем и игрушек.

Практическое занятие. Зарисовка глаз. Изготовление глаз из цветной бумаги. Составление коллекций форм глаз. Самостоятельная работа. Изготовление носиков. Зарисовка ушей. Сочетание цветов.

16. Игрушки с бисером.

Особенности изготовления игрушек с использованием бисера. Применение из в быту. Последовательность изготовления.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Разработка лекал. Выбор материала. Изготовление и оформление. Анализ готовых работ.

17. Проведение экскурсии.

18. Организация выставки.

19. Контрольно-зачетное занятие.

Проверка полученных знаний и умений (игровая форма).

 

Цели программы

Развитие творческих и познавательных способностей детей через приобщение к ДПИ и формирование практических навыков и умений в изготовлении игрушек.

Задачи:

- создать условия для овладения первоначальными навыками шитья;

- дать сумму знаний, умений и навыков для того, что бы не только созерцать красоту окружающего мира, но и творить ее;

- воспитывать любовь к творчеству;

- развивать мелкую моторику рук;

- сформировать теоретические знания, умения в данной области ДПИ;

- привить интерес к изготовлению игрушки и побудить желание развиваться не только в данном виде ДПИ.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

· Овладение знаниями и умениями в данной области ДПИ;

· Ориентирование в области знаний по изготовлению игрушек;

· Имение представления о профессиях ДПИ;

· Овладение первоначальными навыками шитья;

· Привитие интереса к изготовлению мягкой игрушки;

· Побуждение желания развития в различных областях ДПИ;

· Иметь представление об истории развития игрушки.

В ходе реализации программы предполагается становление следующих ключевых компетентностей:

· Овладение навыками самопрезентации и презентации своей деятельности;

· Владение навыками контроля и оценки, своей деятельности и деятельности других;

· Знание и соблюдение норм поведения в окружающей среде;

· Владение способами совместной деятельности;

Продуктом данной деятельности будут являться различные виды игрушек.

Особые условия проведения

 

 

Материально-техническая база

Для проведения занятий необходимо помещение, соответствующее Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.  Учебное оборудование включает: швейные машины, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятия: электрический утюг, гладильная доска, ножницы, иглы разной величины, картон, поролон, клей, нитки, тесьма, цветные ленты, различные ткани, мебель для хранения учебных пособий, фурнитуры и других необходимых материалов. Плакаты: «Правила техники безопасности со швейными машинами, инструментами, утюгом». Дидактические карточки. Образцы игрушек.