«Азы финансовой грамотности»

     Формирование финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры,но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Педагоги

Шелопаева Марина Викторовна

Содержание программы

Программа состоит из пяти разделов (блоков), связанных между собой задачами и содержанием:

1. "Экономика как наука о домашнем хозяйстве"

2. "Труд и продукт (товар)";

3. "Деньги и цена (стоимость)",

4. "Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности",

5. "Полезные экономические навыки и привычки в быту".

Цели программы

Цель Программы – формирование у детей первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений.

Результат программы

Предметные результаты:

По итогам освоения Программы дети

· понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

· уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

· осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

· видят красоту человеческого творения;

· признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

· ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

· контролируют свои потребности в соответствии с возрастом;

· дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;

· интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;

· знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;

· владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;

· приобретают такие качества,как умение честно выигрывать,соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

· проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

· проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

 

Личностные образовательные результаты:

 · Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

· Осознание необходимости сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Материально-техническая база

Для реализации программы используются:

1. Наглядно-дидактические альбомы:

· «Финансовая азбука» – наглядный иллюстрированный альбом, в котором понятно и доступно объясняются основные экономические понятия в алфавитном порядке;

· «Деньги разных стран мира» – наглядный иллюстрированный альбом, который знакомит детей с разными странами и их валютой;

· «Академия финансов» – иллюстрированное пособие для проведения основной образовательной деятельности в рамках программы.

· «Финансовые сказки» – сборник сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста.

2.Дидактические игры:

· Сюжетно-ролевая игра "Банк";

· Настольная дидактическая игра "Разные профессии«;

· Настольно- печатная игра «Семейный бюджет» и др.

 

3.Куклы-персонажи

Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для под групповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.