«Арт-студия «Текстиль»

Программа рассчитана на работу в  различных техниках рисования и развития креативности развивает у подростков наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, развивается творческий потенциал ребенка. Роспись по ткани открывает перед обучающимся широкое поле для реализации идей по дизайну одежды и интерьера. У подростка появляется возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми – программа дополнена элементами свободного творчества.

Актуальность. В концепции модернизации дополнительного образования обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий в объединении, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания декоративно-прикладного творчества на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу.

Виды декоративно-прикладного творчества очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с обучающимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

Педагогическая целесообразность. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Исходя из практической деятельности, данная программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию.

Педагоги

Севцова Елена Анатольевна

Содержание программы

1. Введение в декоративно-прикладное творчество.

Теория: инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования при работе в арт-студии, направления деятельности. Введение в декоративно-прикладное творчество. Основные направления арт-студии. Выставка работ педагога.

Практика: правила техники безопасности и организации рабочего места.

2. "Скетчинг"

Как побороть страхи в творчестве?

 

Развитие креативности. Откуда берутся идеи?

 

Кради как художник. Как правильно использовать референсы.

 

Цветоведение.

 

Светотень и объем в рисунке.

 

Композиция и планы.

 

Рисуем скетчи

 

Учимся оценивать чужие работы и воспринимать критику

 

В поисках индивидуального стиля.

Теория: каждый человек видит мир по-своему, воображение каждого уникально.

Но когда мы рисуем, зачастую не получается передать эту уникальность собственной картины мира. Индивидуальный стиль есть у каждого человека, просто нужно помочь ему проявить себя.

Практика: разрабатываем свой логотип или фирменный штамп.

3. "Роспись по ткани"

История развития росписи ткани

Теория: история и современные тенденции этого декоративного направления. Знакомство с декоративными способами передачи изображения.

Практика: викторина по пройденному материалу.

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями.

Теория: узнаем на какой одежде можно рисовать, какими материалами пользоваться.

Практика: рассматриваем различные техники работы с тканью и её цветом (батик, природные красители, отбеливатель и т.д.)

Способы переведения рисунка на ткань (свободная, трафаретная, штамповая, акварельная и смешанная роспись)

Теория: изучаем четыре основные техники нанесения рисунка на ткань.

Практика: подготавливаем вещь к нанесению рисунка. Работа с акриловой краской по ткани. Чувствуем разницу нанесения красок на ткань от нанесения её на бумагу.

Декор шопера

Теория: разрабатываем эскиз рисунка. В зависимости от типа ткани, её цвета, возможностей рисунка – выбираем технику нанесения акрила по ткани.

Практика: создание рисунка на шопере на свободную тему.

Декор футболки

Теория: разрабатываем эскиз рисунка. В зависимости от типа ткани, её цвета, возможностей рисунка – выбираем технику нанесения акрила по ткани.

Практика: создание рисунка на футболке на свободную тему.

Декор джинсовой вещи (брюки, рубашка, куртка и т.д.)

Теория: разрабатываем эскиз рисунка. В зависимости от типа ткани, её цвета, возможностей рисунка – выбираем технику нанесения акрила по ткани.

Практика: создание рисунка на джинсовой вещи на свободную тему.

Необыкновенное рождается из обычного («реанимация» старой, но очень любимой вещи)

Теория: разрабатываем эскиз рисунка. В зависимости от типа ткани, её цвета, возможностей рисунка – выбираем технику нанесения акрила по ткани.

Практика: обновляем любимую вещь гардероба новым принтом.

Оформление декоративной подушки (наволочки)

Теория: разрабатываем эскиз рисунка. В зависимости от типа ткани, её цвета, возможностей рисунка – выбираем технику нанесения акрила по ткани.

Практика: создание рисунка на наволочке на свободную тему.

Уход за одеждой с ручной росписью

Теория: что необходимо делать с одеждой после росписи, как правильно стирать и ухаживать так, чтобы максимально продлить её срок службы.

 Уроки предметной фотосъемки получившихся работ

Теория: основы предметной фотосъемки для более привлекательной презентации своих работ.

Практика: делаем снимки своих работ с использованием различных фотофонов, дополнительных аксессуаров и предметов декора.

4. "Тайм менеджмент для творческих людей"

Теория: «У хорошего художника всегда времени меньше, чем идей» Мартин Киппенбергер, немецкий художник. Учимся распределять свободное время и находить время для творчества.

Практика: планируем творческую деятельность, индивидуально составляем списки дел и не дел.

5. Итоговое занятие.

Выставка итоговых работ обучающихся в арт-студии

Практика: выставка работ, выполненных обучающимися. Рефлексия: что сделали, в чем возникли трудности, и чему хочется еще научиться.

6. Экскурсии, конкурсы, выставки

Практика: проведение экскурсий по выставкам схожей тематики. Участие в конкурсах по профилю арт-студии. Оформление работ обучающихся, подготовка к их экспонированию.

Цели программы

Формирование у обучающихся художественного вкуса, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Результат программы

Предметные результаты.

Обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности при работе с ручными инструментами и санитарно-гигиенические требования при работе в мастерской;

- как побороть страхи в творчестве и откуда берутся идеи;

- виды и свойства материалов для прикладного творчества;

- основные термины, применяемые в работе с изображениями на ткани: сюжетная композиция, скетчинг, эскиз, референсы, трафарет, а также тайм-менеджмент и т.д.;

- различные техники росписи по ткани (свободная, трафаретная, штамповая и смешанная);

- историю происхождения изучаемых техник в декоративно-прикладном творчестве и работу с ним.

- основные правила при совмещении техник росписи.

Обучающиеся будут уметь:

- выполнять все этапы работы с соблюдением правил техники безопасности;

- организовывать своё рабочее место;

- последовательно вести работу (замысел, поиск референсов, выбор цветового решения, эскиз, и т.д.);

- находить оптимальные цветовые решения и придавать объем рисунку для максимальной выразительности работы;

- применять полученные знания в комплексе на практике;

- анализировать свои и чужие работы по следующим параметрам: оригинальность, соответствие идее, правильность подбора цветов, целостность композиции.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

- мотивация к художественному искусству и творческой деятельности;

- художественно-эстетический вкус;

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению других;

- устойчивый интерес к творческому труду;

- этические чувства: доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, умение сотрудничать, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

У обучающихся сформированы действия:

- организация своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

- работать по предложенному плану, схеме;

- проявлять индивидуальные творческие способности на основе полученных знаний;

- определять последовательность действий при работе;

- воспринимать и адекватно реагировать на критику;

- анализировать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

- ставить цель работы, планировать предстоящую практическую деятельность;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Коммуникативные УУД.

У обучающихся сформированы действия:

- осуществлять взаимопомощь;

- формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения;

- обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- доносить свою позицию до других в доброжелательной форме;

- аргументированно отстаивать свое мнение и добиваться результата.

Познавательные УУД.

У обучающихся сформированы действия:

- находить необходимую для выполнения работы информацию в разных источниках (в основном – поиск референсов);
- анализировать предлагаемую педагогом информацию;

- сравнивать возможность использования ее в своей работе;

- самостоятельно или с помощью педагога выбирать материал и инструменты для создания определенной работы.

Материально-техническая база

Наличие оборудованного кабинета в соответствии с нормами СанПиНа.

Ноутбук/компьютер, интерактивная доска или проектор для трансляции презентаций и роликов, наборы акриловых красок по ткани (12 цветов и 6 цветов «Decola»), набор синтетических кистей, баночки под воду, палитры, плотный картон (основа-подклад под вещь для нанесения принта), шоперы (льняная сумка для покупок), наволочки 40×40 см, салфетки влажные, бумажные полотенца,

маркеры по ткани, шкаф или стенд для сушки работ, стеллаж для хранения кистей, красок, посуды для их смешивания, воды, канцелярские принадлежности, утюг и гладильная доска (для фиксации рисунков на ткани).