«Королевство шахмат»

Программа направлена на организацию потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Эти проблемы можно решить с помощью обучение детей играть в шахматы. Ведь эта игра учит ребят самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности. Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Шахматы – эффективная модель для формирования у ребёнка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребёнок умеет планировать своё время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей. Некоторые дети, поступая в школу, плохо ориентируются на плоскости листа, стола и поэтому занятия по шахматам очень важны. Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребёнку уже в первых классах современной школы.

Педагоги

Колесников Олег Григорьевич

Содержание программы

1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.

Техника безопасности.

Теория: беседа-диалог об истории развития шахмат. Базовые понятия

шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности

посредством организации ситуативной интеллектуально – физической деятельности. Режим дня обучающегося его значение. Правила предупреждения травматизма во время занятий.

Практика: изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, ценность фигур, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, тактические приемы, правила поведения во время

партии, стадии шахматной партии. Дебют. Шахматная нотация. Три стадии

шахматной партии. Подвижные игры: «Чёрное и белое», «Шахматный дятел», «Шахматная гонка», «Береги пешку», «Расставь позицию», «Шахматная зарядка», «Угадай фигуру», "Шахматное зеркало",

"Шахматная эстафета«, «Шахматные дорожки», «Лови и угадай», «В море шахмат», «Шахматное – не шахматное», «Почтальон», "Ферзь и пешка",

"Гонка фигур«, «Лови, стучи», «Чередование полей», «Шахматные перебежки», "Прыг – скок – в бок«.

2. Спортивно – соревновательная деятельность. 3. Варианты защиты.

Теория: беседа-диалог о том, как начинать партию: дебют. Ошибочные ходы в начале партии. Тактические приемы. Правила поведения соперников во время игры. Три стадии шахматной партии. Беседы о вариантах защиты во время игры.

Практика: спортивно – шахматный праздник «Посвящение в шахматисты». Шахматные турниры. Соревнования. Участие обучающихся в шахматном турнире «Первенство класса». Участие в школьном спортивно – шахматном празднике. Игры, эстафеты. Просмотр видеоматериалов: «Анатолий Карпов – чемпион мира», «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат», «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Просмотр и обсуждение сказок и рассказов о шахматах и шахматистах: «Королевство Восемью Восемь», «Добрыня, посол князя Владимира», «Шляпа гроссмейстера», «В стране деревянных королей», «Шахматный Король», «Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик», «Вечный Король», «Королевство в белую клетку», «О злой волшебнице, драконе и Паламеде», «Чемпион Гога Ренкин», «Сказка о настоящих слонах», «В шахматном павильоне», «Приключения Пешки», «Турнир», «Чья армия сильней?», "Волшебная игра".

Цели программы

Создание условий для когнитивного развития обучающихся младшего школьного возраста, приобщение их к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат, посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Результат программы

Предметные результаты.

Обучающиеся будут знать:

– правила техники безопасности во время занятий;

– знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

– способы матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём.

Обучающиеся будут уметь:

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

– правильно помещать шахматную доску между партнерами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать;

– объявлять шах, ставить мат;

– владеть способом взятия на проходе;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

- доброжелательное отношение к своим сверстникам;
- потребность в высказывании самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» для учащихся начального общего образования.

Материально-техническая база

Наличие кабинета, оборудованного в соответствии c требованиями СанПиНа. Демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур, настольные шахматы разных видов, шахматные часы; ПК, проектор, принтер. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Шахматная доска – куб с фрагментами доски. Набор фрагментов шахматной доски.