«Методика и практика экскурсионной работы»

   Программа «Методика и практика экскурсионной работы» относится к туристско-краеведческой направленности и способствует адаптации обучающихся в социуме, профессиональной ориентации, формированию коммуникативных и трудовых навыков экскурсионной деятельности, а также формирует чувство уважения к прошлому своей малой Родины, чувство сопричастности к ее настоящему и чувство ответственности за её будущее.
   Программа направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в творчестве и создание условий для развития личности ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, приобщения к общечеловеческим ценностям, обучение толерантному поведению, уважению и терпимости.

   Программа предусматривает развитие профессиональных навыков экскурсионной деятельности на основе краеведческого материала, что позволяет обеспечить активную позицию каждому участнику образовательных отношений, помогает в дальнейшем с выбором профессии и формирует интерес к краеведческому материалу.

   Разработка программы обусловлена проблемой сохранения культурной самобытности личности через соприкосновение с культурой родного края, необходимостью привлечения обучающихся к созданию интеллектуальных ценностей, способствует воспитанию интереса к своей малой Родине.

   В связи с переориентацией туристских потоков на внутренний туризм, актуальность в подготовке туристских кадров весьма очевидна. Профессия экскурсовода привлекательна из-за своей коммуникативности, специфичности, творческой деятельности. Процесс овладения определенными профессиональными навыками не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Педагоги

Алла Александровна Эрли, педагог дополнительного образования, высшее образование, член Русского географического общества.

Содержание программы

1. «Методологические основы экскурсионной деятельности.

1.1 Экскурсия как способ познания. Экскурсионный метод, его слагаемые

 

1.2. Приемы экскурсионного показа и экскурсионного рассказа

 

1.3 Тренинг по созданию экскурсионного образа на примере своей квартиры

 

1.4 Тренинг по экскурсионному анализу на примере памятников в Красноярске.

 

1.5 Тренинг по экскурсионному рассказу по результату прочтении книги Богдановича "Люди красного яра«.

 

1.6 Требование экскурсионной методики.

 

1.7 Техника ведения экскурсии.

 

2. Разработка экскурсии.

2.1 Этапы разработки экскурсии: выбор темы, цели, задачи.

2.2 Объектно-тематический план.

 

2.3 Маршрут экскурсии, требование к маршруту.

 

2.4 Технологическая карта

 

3. Основа создание экскурсии – изучение города и края.

3.1 Предпосылки основания Красноярского острога.

 

3.2 Красноярск в прошлые века.

 

3.3 Современный Красноярск

 

3.4 Природа Красноярска и его окрестностей.

 

4. Экскурсионные возможности Красноярского края.

4.1 Виртуальная экскурсия "Вниз по Енисею«.

 

4.2 Рекреационные ресурсы Красноярского края по районам – виртуальное путешествие.

 

Цели программы

Формирование и развитие интереса к своей малой Родине как средстве достижения профессиональных умений и навыков экскурсионной деятельности.

Результат программы

Предметные результаты.

Обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности экскурсионной работы;

- историю родного края;

- этапы разработки новой экскурсии;

- технику ведения экскурсии.

Обучающиеся научатся:

- соблюдать правила техники безопасности;

- разрабатывать экскурсии на краеведческом материале;

- навыкам ведения экскурсии;

- технике речи;

- сотрудничать с работниками в сфере туризма и принимать участие в коллективной работе.

У обучающихся сформированы навыки:

- разработки и проведения экскурсий;

- профессионального общения.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

- адекватная оценка своих возможностей;

- следование в поведении моральным и этическим требованиям;

- мотивация к творческому труду, элементы художественного вкуса, воображение, внимание, память;

- усидчивость, целенаправленность, чувство коллективизма, ответственность, трудолюбие.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

У обучающихся сформированы действия:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом.

анализировать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявлять индивидуальные творческие способности при поиске образцов на основе полученных знаний.

Коммуникативные УУД

У обучающихся сформированы действия:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;

- умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, восхищение).

Познавательные УУД

У обучающихся сформированы действия:

- строить простые экскурсионные конструкции;

- умение работать с аудиторией, говорить с аудиторией.

Материально-техническая база

Наличие кабинета, оборудованного в соответствии c требованиями СанПиНа, компьютер, проектор, экран.