Вокальная студия «Звезды эстрады»

   Основу программы составляет русское и классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; современная и джазовая музыка.

   Данная программа соединила и дополнила богатый опыт работы педагогов: Огороднова Д.Е. «Методика музыкально-певческого воспитания», Бархотовой И.Б. «Постановка голоса эстрадного вокалиста: метод диагностики», Емельянова В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», Озерецковской И. «Начальные упражнения для вокалистов» (теоретические основы, рекомендации); Емельянова В.В. «Фонопедические упражнения» (языковая гимнастика, подготовка голосового аппарата к работе в певческом режиме, решение координационных и тренажных задач над голосом), Щетинина М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» (оздоровительный метод), Морозова В.П. «Вокальный слух и голос» (методические разработки по развитию музыкального слуха и интонации), Жаравленко Н.И. «Уроки пения» (идеи по музыкальному обучению), Адриана Карягина "Джазовое пение".

Эстрадно-джазовый вокал является одним из средств приобщения детей и молодёжи к основам отечественной и мировой музыкальной культуры, сочетает в себе множество художественных направлений, способствует предпрофессиональному самоопределению. Воспитанники закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения, а также приобретают знания о смежных профессиях, например, певец, актер, ведущий, искусствовед, педагог, музыкальный руководитель.

   С увеличением интереса подрастающего поколения к эстраде, современному джазу, року, поп-музыке перед дополнительным образованием встала необходимость ведения занятий по эстрадно-джазовому пению, как сольному, так и ансамблевому.

   Музыкальное просвещение детей и подростков через создание условий для целостного восприятия и понимания ими музыки, является современной тенденцией, отражающей актуальность данной программы. Приобретая навык эстрадно-джазового вокала, каждый ребенок получит интересное и современное хобби для творческой самореализации и самоопределения в самостоятельной взрослой жизни.

Педагоги

Наталья Геннадьевна Смольченко, педагог дополнительного образования, высшее профессиональное образование.

Содержание программы

Знакомство с обучающимися.

Теория: ознакомительное занятие, направленное на формирование творческого микроклимата в детском коллективе. Порядок и содержание работы объединения. Правила поведения во время обучения.

Практика: просмотр видеозаписи о концертных и конкурсных программах. Краткий экскурс в историю вокала.

Вокальная работа

2.1 Прослушивание голосов

Практика: определение уровня подготовки обучающегося (диапазон, чувства ритма, интонации)

2.2 Дыхание

Теория: типы певческого дыхания. Искусство пения – это искусство вдоха и выдоха. Дыхание – это источник энергии для возникновения звука. Дыхание во время пения. Состояние вдоха и выдоха живут одновременно. Певческое дыхание отличается от обычного тем, что служит для звукообразования. Типы певческого дыхания:

1. ключичное (участвуют плечи)

2. грудное (участвуют плечи)

3. нижнереберное (расширяются нижние ребра)

4. диафрагматичное или брюшное (опускается диафрагма).

Практика: выполнение упражнений на дыхание.

2.3 Атака звука. Пение на опоре

Теория: беседа-диалог о звуках. Тембр голоса певца. Строение голосового аппарата. Виды механизма атаки (твердая атака, мягкая атака, придыхательная атака). Правила дыхания на опоре.

2.4. Дикция и артикуляция

Теория: дикция и артикуляция (правильное формирование гласных звуков, от этого зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

Практика: выполнение упражнений на снятие напряжения с внутренних и внешних мышц.

2.5 Пластическое интонирование

Теория: знакомство с понятием «сценическое движение», "сценическая пластика«.

Практика: просмотр видеозаписи-примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов, пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадно – джазовой песни.

2.6 Мелизмы

Теория: знакомство с терминами «мелизмы», «мордент», "форшлаг«.

2.7. Пение в ансамбле, двухголосье.

Теория: беседа-диалог о разновидностях ансамблей: унисонный ансамбль, динамический ансамбль, ритмический ансамбль, темповый ансамбль, тембровый ансамбль, дикционный ансамбль, полифонический ансамбль, ансамбль между солистом и остальными участниками ансамбля, частный ансамбль, общий ансамбль.

Практика: выполнение двухголосных упражнений на основные интервалы с приходом в унисон. Сочинение обучающимися подголосков к основной мелодии. Работа над звукообразованием и точным интонированием. Разучивание двухголосных музыкальных фрагментов. Введение двухголосья в разучиваемые песни.

3. Музыкально – теоретическая подготовка

3.1. Интервалы. Развитие гармонического слуха (7 часов)

Теория: беседа-диалог Беседа-диалог о гигиене певческого голоса об интервалах и аккордах в двухголосном пении.

Практика: двухголосные упражнения на терцию, октаву, квинту с переходом в унисон. Колоны, упражнения с самостоятельным голосоведением. Работа над интонационной сложностью, единой манерой звуковедения.

4. Теоретическо – аналитическая работа.

4.1. Беседа о гигиене певческого голоса (1 час).

Теория: беседа-диалог о гигиене певческого голоса, требования и условия нормальной работы дыхательных органов. болезней, их необходимость.

Практика: прослушивание хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос.

4.2. Золотой век эстрады и джаза

Теория: развитие эстрадного пения в 60-х, 70-х, 80-х годах.

Практика: прослушивание произведений.

4.3 Виды эстрадно-джазового вокала (4 часа)

Теория: беседа-диалог о «Блюзе» (песни американских негров. Импровизация в блюз), «Рок-н-ролл» (история возникновения рок-н-ролла).

Практика: прослушивание произведений.

5. Вокальная работа

5.1 Мелодическое движение. Мотив, его развитие. Деление мелодии на фразы

5.2 Выделение мелодического двухголосья

5.3 Развитие ритмического слуха. Ритмический ансамбль

5.4. Импровизация

5.5 Введение трехголосия и закрепления двухголосного пения

6. Концертно – исполнительская деятельность

Практическая работа: практическое выполнение деятельности сценариста, режиссера и организатора концертного выступления. Составление концертной программы, продумывание динамики выступлений, цельности и завершенности концерта.

Цели программы

Приобщение детей к вокальному искусству через обучение пению и развитие их певческих способностей.

Результат программы

Предметные результаты.

Обучающиеся будут знать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- полный курс упражнений по дыханию;

- полный объем материала по артикуляции;

- термины, используемые на занятиях эстрадным вокалом;

- историю эстрадно-джазового вокала;

- культуру здорового и безопасного образа жизни;

- музыкальную культуру в эстрадно-джазовом исполнении.

Обучающиеся научатся:

- применять полученные знания и умения в области вокального эстрадно-джазового искусства;

- проявлять навыки самостоятельной работы;

- владеть сценической и исполнительской культурой;

- проявлять творческую активность через реализацию индивидуальных способностей;

- исполнять вокальные произведения разных жанров.

Личностные результаты:

- сформированность способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

- сформированность основ гармонически развитой личности в процессе сотворчества и сотрудничества;

- развитие творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий с творческой задачей и условиями её реализации;

- самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей и задач занятия;

- выстраивание самостоятельного творческого маршрута.

Коммуникативные УУД:

- активность участвовать в жизни вокальной студии;

- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

- использование знаково-символические средств для решения задач;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Материально-техническая база

Фортепиано, синтезатор, ноутбук, колонка, микрофоны.