«Айкидо»

Обучение по программе выстраивается в соответствии с основными педагогическими принципами, а также с принципами гармоничного взаимодействия человека в обществе, сформулированные основателем Айкидо – О-Сэнсэем Морихеем Уэсибой. Являясь эффективным методом развития, интеграции и практического применения как физических так и духовных человеческих способностей айкидо относится к тем видам спорта, в которых допускается демократичность требований к уровню физической подготовки, возрасту и полу занимающихся. Главным в тренировочном процессе является воспитание морально-волевых качеств обучающихся, развитие у них выносливости, координации, равновесия, уважения к традициям боевых искусств, формирование культуры здоровья и уважительного отношения к сопернику.

Программа основана на комплексном подходе к учебно-тренировочному процессу, как к синтезу общефизической, специальной теоретической, психологической и тактико-технической подготовки. Постигая как технику, так и философию, основанную на учении Морихея Уэсибы, обучающийся, прежде всего изучает и исправляет себя, стремится к гармонии без агрессии. (М. Уэсиба утверждал, что Айкидо – это "не инструмент для исправления других, Айкидо – это путь коррекции себя и только себя").

 

Педагоги

Спиркин Владимир Викторович – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, высшей тренерской категории по Айкидо, обладатель Мастерской степени 4 Дан Айкидо Айкикай Сидоин (экзаменатор с правом принимать экзамены по Айкидо до степени 1 кю, судья 2 категории по виду спорта Айкидо, руководитель Норильского отделения Межрегионального клуба Оосинкан (Филиала Всемирного Центра Айкидо), Президент РФСОО «Федерация Айкидо» Красноярского края.

Награжден почетными грамотами МБУ ДО «ДДТ», благодарственными письмами Управления общего и дошкольного образования.

Расписание

Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14. Последовательность и количество занятий определяется утвержденным расписанием. Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.

 

Содержание программы

Учебный план состоит из разделов:

Введение

Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Особенности первого года обучения. Виды занятий по Айкидо. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в кабинете, в учреждении. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Правила противопожарной безопасности. правила ТБ и ППБ

Практическая работа: Просмотр журналов, книг по Единоборствам и Айкидо

Теоретическая подготовка: (формирование ключевых предметных компетентностей учащихся в области развития спортивных и традиционных направлений Айкидо). Порядок и содержание работы на занятии. Поведение на улице во время движения к месту, а также учебно-тренировочном занятии и содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах айкидо. Кодекс поведения «РЭЙСИКИ» в айкидо. Правила обращения со спортивным инвентарем. Спортивная форма и правила ее ношения. Личная гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Правила личной гигиены спортсмена. Гигиенические требования к спортивной форме. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на организм спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочных занятиях и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии айкидо. Эволюция развития айкидо. Спортивные и традиционные направления айкидо. История развития айкидо в СССР и России. Международные и национальные организации айкидо. Всемирный Центр Айкидо. Краткая характеристика техники айкидо. Значение правильной техники для достижения высокого уровня технического мастерства. Базовая техника. Правила взаимодействия партнеров во время исполнения приёмов, типичные ошибки при их освоении.

Техническая подготовка направлена на изучение базовых элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств. Осваиваются основные стойки, перемещения, базовые действия руками, ногами и работу корпуса, вырабатываются навыки правильного дыхания в сочетании с выполнением технических действий.

Для детей 8 – 10 лет подготовительный этап знакомства с общими принципами обучение базовым знаниям и навыкам, необходимым для укрепления здоровья, улучшения общей физической подготовки, освоения базовых элементов и технических действий. Техническая подготовка должна быть направлена на изучение базовых элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств. На начальном этапе отрабатывается правильность форм и координация движений. Дети осваивают основные стойки и перемещения, базовые действия руками и ногами и работу корпуса. Вместе с этим надо развивать умение выполнять движения без излишнего напряжения. Свобода движений, расслабление неработающих мышц, экономит энергию, способствует быстроте движений и лучшему отдыху во время работы, помогает более совершенному выполнению техники движений. Под понятием работа корпуса подразумевается система требований к различным частям тела в ходе выполнения упражнений. Основа работы корпуса – правильная стойка и умение координировать действия руками и ногами. Для сохранения правильной стойки необходимо следить, чтобы коленные суставы не выходили за линию кончиков пальцев ног. Ошибками начального периода являются погрешности в работе корпуса (туловище излишне наклонено, голова приподнята, таз оттянут назад), приподнятые плечи и т.п. Ошибки подобного рода можно преодолеть за счет укрепления силы бедер и плеч, и увеличения подвижности суставов. По мере увеличения силы бедер и плеч появляется естественная расслабленность и свобода движений, т. е. исчезнут причины, порождающие ошибки. За этот период должны произойти качественные изменения в уровне подготовки ребёнка. Он закладывает основу для дальнейшей технической подготовки, развивает терпение и настойчивость.

Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие гибкости и координационных способностей.

Итоговое занятие: обобщение и систематизация знаний.

Цели программы

Формирование устойчивого интереса к Айкидо как системе саморазвития личности, способствующей физическому самосовершенствованию и укреплению здоровья.

Результат программы

По окончании обучения по программе учащиеся должны знать: основные правила этикета в Айкидо; терминологию Айкидо; отличительные признаки приемов; технику безопасности при выполнении приемов Айкидо; различия выполнения приемов в Айкидо.

Должны уметь: самостоятельно выполнять разминочные упражнения; знать отличие правосторонней и левосторонней стойки; правильно выполнять страховку; ориентироваться в терминологии различных технических действий; уверенно выполнять базовые приемы; участвовать в соревнованиях и показательных выступлениях.

Материально-техническая база

Спортивный зал со специальным покрытием пола (татами), тренажеры, спортивная форма (кэйкоги, пояс, хакама), тренировочное оружие (бокен, дзё, танто), средства ИКТ (компьютер (ноутбук), принтер, накопители данных (флешки, диски), мультимедийный проектор.