«Чудотворцы» (базовый уровень)

Многие деревянные предметы имели особое, символическое значение. Например, мы знаем, что на вершине дома устанавливались деревянные лошадки. И не просто так. Лошадь была главным помощником на деревне. Там, где лошадь, там достаток. Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство.

Данная программа ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-технической, научно-исследовательской и конструкторской деятельности, способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединении данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

Педагоги

Ткачева Оксана Алексеевна - педагог дополнительного образования. НагражденА Благодарственными письмами от "КДЦ "Юбилейный", "ГЦК", "Центр Милосердия города Норильска", "Норильский колледж искусств"; МБУК «ГЦК»; кадровой школы «Арт-творум» - МБУ ДО «ДДТ»; Благотворительный фонд «Территория добра». В профессиональном портфолио имеет дипломы победителя и призера городской выставки детского декоративно-прикладного и технического творчества «Мир увлечений» (МБУ ДО «ДДТ»); городского  фестиваля рукоделия и ремесел «Радуга талантов» (КДЦ им.Вл.Высоцкого); городской выставки-конкурса «Космическая одиссея» (МБУ «Норильская художественная галерея»); городского фестиваля «Пасхальная радость»( Духовно-просветительский центр); конкурса педагогического мастерства «На крыльях таланта»(МБУ ДО «ДДТ»), всероссийских конкурсов «Продленка»,  «Время знаний». Международного творческого конкурса "Олимп успеха"; Международных, Всероссийских конкурсов "Грани педагогики», "Золотая рыбка", «Радуга талантов», «Слово педагога», "Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» и других.

 

Расписание

Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14. Последовательность и количество занятий определяется утвержденным расписанием. Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.

 

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

I. Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ.

II. Пирогравюра: история пирографии. Точечный рисунок. Теневая графика. Каллиграфия. Виды орнаментов. Особенности нанесения рисунка. Подбор рисунка по форме предмета. Виды выжигания: силуэтное, контурное, декоративное. Художники «пирографы». Декорирование предметов (шкатулка, рамка для фото, нарезная доска). Способы отделки. Способы тонирования. Инструктаж по ТБ.

III. Ажурная (сквозная) резьба: введение в предмет. Сведения по материаловедению. Инструменты и приспособления. Резьба в декоре предметов быта. Виды резьбы по дереву. Пропильная резьба. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Инструктаж по ТБ. Народные умельцы села Садовка. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Отделка изделия. Творческий проект.

IV. Геометрическая резьба: введение в предмет. Инструктаж по ТБ. Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приемы резьбы «сетки». Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приемов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами.

V. Плоскорельефная резьба: инструктаж по ТБ. Знакомство с основными центрами плоскорельефной резьбы. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными контуром, с подушечным и подобранным фоном.Изучение основ плоскорельефной резьбы по дереву.Современное направление резьбы по дереву. История возникновения промысла. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном.Проектирование изделия. Разработка эскизов композиции плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д.

VI. Декорирование изделий из древесины: введение в предмет. Радуга цветов. Цветоведение. Художественные рисунки по дереву. Стиль «Тинга-тинга». Точечная роспись. Технология работы с акриловой краской. Создание узора круглой формы. Гуслицкая роспись. История, значение элементов, цвета. Появление книжного промысла. Мастерство художников, создававших уникальные произведения. Буквица – главный элемент «гуслиц». Буйство ярких цветов в росписи. Растительные мотивы. Тонкая штриховка.

VII. Стринг Арт: введение в предмет. История развития техники стринг-арт. Повторение изученных базовых форм. Изучение принципа построения схем. Работа над творческим проектом. Организационно-подготовительный этап. Технологический этап. Заключительный этап.

VIII. Подведение итогов: итоговая аттестация.

Цели программы

Обучить правилам безопасной работы в резьбе по дереву.

Результат программы

В результате занятий по программе у обучающихся должны знать: о лучших произведениях народного декоративно-прикладного искусства; о характерных особенностях местной, художественной резьбы по дереву; основные физико-механические свойства древесины; технику использования и назначение инструментов, применяемых при резьбе; правила заточки и правки инструментов; приёмы выполнения плоскорельефной резьбы; правила техники безопасности при обработке резных художественных изделий.

Уметь: различать по характерным особенностям художественные изделия резьбы по дереву традиционных центров; делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные; делать зарисовки с образцов изделий; выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике плоскорельефной резьбы;  разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на поверхности изделия; затачивать и править необходимый инструмент для резьбы; обрабатывать простые изделия на токарном станке; соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности.

Особые условия проведения

Особых условий не предусмотрено. Целесообразно проводить ребенка в раннем возрасте, так как происходит развитие навыков ручной работы, развивается глазомер, координация движений, ловкость, память и наблюдательность, объёмное мышление.

 

Материально-техническая база

Учебный кабинет: столы ученические; стулья; доска настенная; стенды, шкафы; подсобное помещение для хранения сырья, готовой продукции, незаконченных работ учащихся, учебно-наглядных пособий; инструменты, приспособления и материалы: лобзик с пилками, столик выпиловочный, электровыжигатель, ножовка, стамески, рашпили по дереву, рубанок, кисти, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), клей для древесины (казеиновый, ПВА, столярный и др.), бумага чертежная и копировальная, калька, циркуль, краски акварельные, куски фанеры, обрезки досок. Материал: Фанера, доски и поленья пород древесины (липа, осина, ольха, сосна), тушь, морилка, мастики, лаки, краски акварельные. В качестве дидактического раздаточного материала используются: шаблоны трафарет технологические карты образцы поделок, выполненные педагогом книги по резьбе по дереву.

Стоимость

Оплата обучения родителями не предусмотрена.