шахматы

     Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматное Королевство» для детей 5-7 лет по функциальному предназначению является учебно-познавательная, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программ «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин, Костенюк А.К., Костенюк Н.П. "Как научить шахматам«.

     Работа в кружке «Шахматное королевство» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Конечной целью является вклад в умственное развитие.

     Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

     Использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

Педагоги

Елдова Евгения Валерьевна - педагог высшей квалификационной категории.

Содержание программы

     Общеобразовательная программа «Шахматное королевство» предназначена для детей 5-7 лет, срок обучения – 1 год. Реализация программы осуществляется на кружке, где для детей созданы условия для ориентировочно-исследовательской деятельности.

     Использование различных приёмов и форм, способствующих развитию психической деятельности: внимание, мышление, память, речь. Занятия кружка не носят форму «обучения или учения». У детей формируется навык самоконтроля и самооценки. Занятия превращаются в творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

     В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
     В силу индивидуальных особенностей и способностей не может быть одинаково у всех детей, поэтому на занятиях используется дифференцированный подход, даётся возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

     Занятия проводятся с детьми два раза в неделю длительностью 25-30 минут. Количество детей в группе-8.
     Содержание программы соответствует психолого-возрастным особенностям дошкольников и доступна для детей данного возраста. Все занятия включают в себя как теоретическую часть так и практическую составляющую, во время которой и реализуется игровая деятельность. В первый год обучения дошкольники знакомятся с шахматной доской и ее элементами, а также с шахматными фигурами. Во второй год дети осваивают основные правила игры и шахматные позиции. В процессе освоения программы организуются различные дидактические игры, викторины и турниры.

Цели программы

Цель: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

К концу обучения по программе «Шахматное королевство» воспитанники будут знать:
• историю возникновения шахматной игры;
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем;

• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; – правила хода и взятия каждой фигуры;

• имена нескольких выдающихся шахматистов;
• шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.


К концу года дети будут уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• решать элементарные шахматные задачи;
• правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры;
• разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
• ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.

Особые условия проведения

Программа платная. Принимаются воспитанники дошкольной организации.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение
1. шахматный инвентарь;
2. шахматные часы;
3. методическая и шахматная литература;

• 4 стола на 6 посадочных мест;
• 12 детских стульев;
• компьютерный стол;
• проектор, экран;
• компьютер;
• стол взрослый.

Учебно-иллюстративный материал:
• шахматная демонстрационная доска;
• шахматы и шахматные доски;
• шахматные фигуры;
• шахматные часы;
• таблицы соревнований;
• портреты чемпионов мира;
• тетради для записи партий;
• наглядное пособие по темам;
• сборники комбинаций;
• сборники задач и позиций;
• дебютные энциклопедии;
• шахматные уроки;
• шахматную литературу;
• компьютер и компьютерные программы для игры в шахматы;
• иллюстративный и дидактический материал.