Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.

Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер. В процессе прохождения программы у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Педагоги

Чербакова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения "Экология растений".

Преподаваемые дисциплины: экология, биология.

Педагогический стаж: 7 лет.

Уровень образования: высшее профессиональное образование.
Специальность и квалификация по диплому: ученый агроном.

Содержание программы

Программа включает следующие разделы:

1. Различия проектных и исследовательских работ.

2.Выбор темы, формулировка цели и задач исследования.

3.Структура научной работы.

4.Первая часть проекта – введение.

5.Обзор литературы.

6.Объект и предмет исследования. Понятие о выборке.

7.Материалы и методы исследования.

8.Статистическая обработка результатов исследования.

9.Стандартные правила при оформлении таблиц.

10.Графический материал.

11.Рекомендации по построению графиков.

12.Обсуждение результатов.

13.Требования к формулировке выводов, оформлению списка литературы.

14.Требования к оформлению печатного текста

15.Доклад. Критерии оценки исследовательских работ.

16.Презентация в PowerPoint

17.Подготовка текста для выступления на конференции..

Цели программы

Создание условий для формирования личности ребенка через включение в учебно-исследовательскую деятельность.

Результат программы

По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» обучающиеся должны знать:

- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта, предмета и гипотезы исследования;

- правила оформления списка использованной литературы;

- правила классификации и сравнения;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации;

- правила сохранения информации.

должны уметь:

- формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;

- определять цель и задачи проектной работы;

- выделять объект и предмет проектной работы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснять результаты;

- проводить измерения с помощью различных приборов;

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности;

- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления таблиц, графиков, формулирования выводов.

- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

- рецензировать чужую проектную работу;

- работать в группе;

- представлять результаты своей деятельности в различных видах.

Особые условия проведения

К обучению курса приглашаются обучающиеся 9-11 классов заинтересованные в выполнении проекта или исследовательской работы.

Материально-техническая база

Важным условием реализации дополнительной общеобразовательной программы являются:

- наличие информационно-методического оснащения: лекционный материал, практикум, набор презентаций по темам, литература.

- наличие материально-технического оснащения: учебная доска, мультимедийная техника: проект, ноутбук, экран.