«Шахматы и шашки»

Основной целью данной программы является организация интеллектуального развития детей, способствование совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в школьном возрасте, предоставление равных возможностей детям с различными способностями. Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка школьного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и шашки детей школьного возраста В. Гришина, методических пособий «Увлекательная математика» А. Г. Гайштута, книге А. Карпова «Учитесь шахматам», «Энциклопедического учебника шахматной игры» М. Таля, «Приключения на шашечной доске» Н. Журавлѐва, Барского Ю.П., Герцензона Б.П и др.

Срок реализации программы – 1 учебный год (34 часа).

Режим занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Количество детей в подгруппе 12-15 человек осуществляется через свободный выбор учащихся.

Формы и методы обучения.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей. Реализация данной программы осуществляется в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек – заданий» для каждого ребёнка.

Педагоги

Чижов Александр Олегович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Краткая история шашек

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Легенда о возникновении шашек. Цель и результат шашечной партии. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понятие о шашечном турнире. Шашечный турнир. Общие принципы разыгрывание партии. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Презентация успехов юных шашистов. Показательные выступления опытных спортсменов. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Особенности хода «дамки». Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тактические приемы и особенности их применения. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Игра «уголки». Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Игра «поддавки». Подведение итогов года.

 

Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Шахматная комбинация. Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Основы дебюта. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладьи и ферзя. Игра на мат с первых ходов.«. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Основы миттельшпиля. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Элементарные окончания. Ферзь против слона, кона, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).

Подведение итогов года.

Цели программы

- Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры;

- Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки и шахматы.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа;

- наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии;

- простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», "застава«;

- понятия об атаке, защите, что такое комбинация, жертва, выигрыши в сложных окончаниях с дамками и простыми, некоторые основные дебюты; «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд.

 

Обучающиеся должны уметь:

- применять правила игры на практике, рассчитывать соотношение сил в любой момент партии;

- производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них;

- уметь доводить до конца простые выигрышные окончания, решать одноходовые и двухходовые концовки,

- играть в международные шашки;

- планировать игру, проводить любые комбинации, выигрывать сражения;

- применять на практике различные приёмы (угроза, жертва, связка и др.), точно проводить выигрышные и ничейные окончания, решать сложные концовки

По итогам изучения программы "Шашки и шахматы"

обучающийся научится:

способам самостоятельного поиска и нахождения решения, правилам конструктивной групповой работы, способам саморегулирования своего психического состояния;

обучающийся разовьет личностные качества:

целеустремленность, настойчивость, уверенность, ответственность, умение логически мыслить, силу воли, а также память и воображение.

Возможные способы оценки личностных качеств учащихся: беседы с родителями и детьми, наблюдение в период учебы, при подготовке и участии в соревнованиях, при обсуждении успехов и анализе ошибок, выявление характера взаимоотношений учащихся в коллективе.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Столы – 9,

стулья – 18,

компьютер – 1,

мультимедийный видеопроектор – 1,

комплекты настольных шахмат – 4.

комплекты настольных шашек – 6.