Основы исследовательской деятельности

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом в различных научных областях. Учащиеся осваивают основные этапы исследования: выбор проблемы, ознакомление с литературой, постановка проблемы, определение конкретной темы, выдвижение гипотезы, овладение методиками исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы, оформление исследовательской работы.

Главным смыслом учебных исследований является развитие личности ребенка, а не только получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшей школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

 

 

 

Педагоги

Бондаренко Ольга Владимировна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

1. Введение в учебно-исследовательскую деятельность

Формирование представлений о ценности исследовательской деятельности. Беседы «Хочу узнать», "Что такое исследование?".

2. Этапы учебно-исследовательской деятельности

• поиск темы исследования;

• формулирование проблемы исследования;

• изложение результатов исследования;

• сбор данных;

• анализ полученных данных;

• выводы.

 3. Развитие умений работать с различными источниками информации

Виды информационных источников. Работа в библиотеке по поиску нужной информации (работа с каталогами). Справочный аппарат книги. Этапы работы с книгой. Способы записи о прочитанном: план, тезисы, конспект, библиография.

Правила оформления исследовательского реферата, критерии его оценки. Этика цитирования. Библиографическое описание издания. Составление библиографического списка по теме исследования.

Функции компьютера – помощника исследователя по обработке информации, оформлению текста работы, созданию титульного листа, схем, таблиц, диаграмм. Печатная и электронная версии работы. Практикум по работе на компьютере для оформления исследовательского труда учащегося

 4. Индивидуальная работа над учебно-исследовательской работой

Консультации педагога. Самостоятельная деятельность ребят по индивидуальным темам исследования (отработка черновых записей, набор текста на компьютере, проверка, оформление работы). Организация обсуждения в парах, группах этапов работы, уточнение, чистка текста.

5. Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ

Оформление структурных элементов текста работы: аннотация, введение, основная часть, заключение (рефлексия), библиография, приложение.

Практика создания компьютерной презентации учебно-исследовательской работы. Подготовка учащихся к защите своих работ.

6. Развитие речи учащихся

Обогащение словарного запаса обучающихся, введение в лексику научных терминов и понятий. Практическое владение нормами литературного языка. Оценка высказываний собеседника и художественного текста. Знакомство с различными жанрами и стилями речи. Составление плана выступления. Обращённость речи, соотнесение её с характером аудитории.

7. Защита учебно-исследовательской работы

Организация прослушивания и анализа выступления учащихся. Культура обсуждения (как правильно задавать вопросы выступающим). Оценка деятельности каждого обучающегося. Подведение итогов работы.

 

 

Цели программы

Создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития исследовательских способностей.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

· основные этапы и виды учебно-исследовательской деятельности;

· основные информационные источники и способы работы с информацией;

· способы обоснования и презентации результатов;

· правила оформления исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

· разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

· наблюдать;

· классифицировать и обобщать;

· проводить простые опыты и эксперименты;

· выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

· пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, Интернетом для поиска информации;

· оформлять исследовательскую работу и проводить ее защиту.

 

Материально-техническая база

Для эффективной организации образовательного процесса имеется:

- компьютерный класс, проектор с экраном; 

- видеокамера;

- фотокамера;

- сканер.

Из дидактического обеспечения имеется:

- лекционный материал по всем темам;

- раздаточный материал к занятиям (карточки, таблицы);

- электронные дидактические материалы (презентации, видеоматериалы по темам).