«Школьное лесничество»

Содержание программы предусматривает получение не только теоретических и практических знаний, но и массу познавательных, развлекательных и игровых моментов, что позволяет лучше усвоить теоретический материал.

Идея создания школьных лесничеств не нова, но в последние годы многие школьные лесничества перестали существовать.

В нашем районе Краснозаводское школьное лесничество единственное и работает по пяти направлениям.

Новизна работы «Лесничества» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Проблема всего мира – варварское отношение к природе, в первую очередь к лесу, как сохранить наши леса и развить экологическую культуру нашего населения.

Основная цель школьного лесничества: повышение экологической культуры учащихся, привитие любви и интереса к лесным профессиям, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Задачи школьного лесничества:

1. Профориентация на профессии лесного профиля.

2. Оказывать практическую помощь Краснореченскому лесничеству в деле воспроизводства, охраны и защиты леса, использования лесных богатств.

3. Дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

4. Обучать школьников специальным навыкам исследования природы леса.

5. Воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу.

6. Вооружать учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений.

Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.

В процессе занятий предусмотрено участие членов кружка в подготовке и проведении мероприятий: 4 октября – Всемирный день защиты животных, 1 апреля – День птиц, 15 апреля- День экологических знаний, 21 марта –Международный день леса, 22 апреля -День Земли и т. д., участие в краевом слете членов школьных лесничеств, в районных, краевых и всероссийских конкурсах юных знатоков природы, в акциях: «Скворечник», «Посади дерево», «Кормушка», «Птицы – наши друзья» и др., позволяют поддерживать интерес обучающихся.

Воспитательная работа реализуется через организацию всех направлений деятельности кружка.

Гражданское воспитание. На занятиях дети знакомятся с правовыми аспектами ведения лесного хозяйства, при организации природоохранных акций учатся принимать конкретные решения, доводить начатое дело до конца, любить природу. При организации просветительской работы с населением возрастает социальная активность детей. Активно участвуя в деятельности кружка, дети учатся любить природу своего родного края, свою малую родину, а значит, здесь имеет место и патриотическое воспитание.

Нравственное воспитание. Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Все эти качества воспитываются в кружке «Лесничество», члены кружка берут на себя обязательства по организации работы на закрепленном лесном участке

Экологическое воспитание. Вся деятельность кружка направлена на воспитание экологической культуры не только членов кружка, но и населения.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников осуществляется через организацию практической помощи лесному хозяйству на закрепленном лесном участке, при озеленении населенных пунктов, территории лесничества.

Эстетическое воспитание осуществляется не только через созерцание природы, экскурсии, походы, но и через организацию и проведение тематических вечеров, подготовки и выступления агитбригад, театральных представлений.

Физическое воспитание направлено на развитие физических сил и здоровья, формирование здорового образа жизни.

Педагоги

Отт Валентина Ивановна

Содержание программы

Срок реализации программы 5 лет (170 часов):

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения – 34 часа

4 год обучения – 34 часа

5 год обучения – 34 часа

Возраст обучающихся 11-16 лет

Продолжительность одного занятия составляет 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы первого года обучения

· Общее понятие о лесе (8 час.)

· Лес и искусство (5час.)

· Многосторонняя ценность леса (8 час.)

· Экономическое значение леса (6 час.)

· Заповедники, заказники Красноярского края (4 час.)

· Экскурсии

· Знакомство с лесной охраной (3 часа)

· Практические занятия:

1. Сбор листьев, побегов, семян, заготовка корма для птиц.

2. Изготовление кормушек, развешивание кормушек и раскладка кормов. Закладка аллеи из древесно-кустарниковых пород.

3. Чистка леса от валежника и бытового мусора.

 

Содержание программы второго года обучения

· Основы лесоводства (25 час.)

· Практическое занятие:

1. Определение древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций.

2. Фенологические наблюдения.

· Экскурсии:

1.Экскурсии по территории Краснореченского лесничества.

2. Экскурсия в Боготольский леспромхоз

· Основы лесоведения (9 часов)

· Практическое занятие:

1. Нанесение лесосек на планшеты Краснореченского лесничества.

2. Практические действия в лесу. «Один на один с лесом» (правила поведения, выживания в лесу).

· Экскурсии:

1. Экскурсии по территории Краснореченского лесничества, рубки ухода за лесом.

2. Экскурсии по территории Краснореченского лесничества, лесосека в стадии разработки ручным способом.

3. Экскурсии по территории Краснореченского лесничества, лесосека в стадии разработки механизированным способом.

 

Содержание программы третьего года обучения

· Охрана и защита леса. Загрязнение окружающей среды и лес (10 час.)

· Лесные пожары (9 час.)

· Болезни леса и меры борьбы с ними (3 час.)

· Вредители леса и меры борьбы с ними (12 час.)

· Практическое занятие:

1.Определение заболеваний древесных и кустарниковых пород по внешним признакам.

2.Определение вредителей древесных пород по ходам, внешнему виду вредителя, личинкам.

· Экскурсии:

1. Экскурсии по территории Краснореченского лесничества, осмотр участков леса поврежденных пожаром.

2. Экскурсия в Боготольский лесопожарный центр.

3. Экскурсия "Вредители и болезни леса".

 

Содержание программы четвертого года обучения

· Основы лесовосстановления. Лесосеменное дело (10 час.)

· Выращивание посадочного материала (11 час.)

· Лесные культуры (13 час.)

· Содействие естественному возобновлению

· Экскурсии:

1.Экскурсия в Лесопожарный центр.

· Практическое занятие:

1. Заготовка посадочного материала.

2. Посадка декоративных растений.

3. Охрана леса. Проведение бесед с младшими школьниками и местным населением по охране природы, выпуск бюллетеней, патрулирование.

4. Посадка леса, уход.

 

Содержание программы пятого года обучения

· Основы лесной таксации (34 час.)

· Практические занятия:

1. Составление Материально-денежной оценки лесного участка.

2. Учет муравейников, птиц, зверей, лесных культур;

3. Благоустройство мест отдыха.

4. Создание экологических троп.

Цели программы

Повышение экологической культуры учащихся, привитие любви и интереса к лесным профессиям, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Результат программы

Личностные УУД:

§ воспитывает активную гражданскую позицию, любовь и бережное отношение к природе,

§ развивает интерес к проблемам охраны окружающей среды,

§ ориентируется на профессию в лесном хозяйстве.

§ понимает основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

§ реализовывает теоретические познания на практике;

§ признаёт ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

§ готов к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

§ слушает и слышит другое мнение,

§ ведёт дискуссию, оперирует фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

§ формирует ответственное отношение к обучению, познавательные интересы и мотивы к обучению, навыки поведения в природе, осознаёт ценности живых объектов и ценности здорового и безопасного образа жизни;

§ формирует основы экологической культуры.

Коммуникативные УДД:

§ выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),

§ координирует свои усилия с усилиями других,

§ формулирует собственное мнение и позицию;

§ договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

§ задаёт вопросы; допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,

§ ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии.

§ адекватно использует речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,

§ сравнивает разные точки зрения,

§ аргументирует свою точку зрения,

§ отстаивает свою позицию.

§ организовывает работу в паре, группе (устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации).

§ понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий, подводящий диалог) и работа в парах, группах.

Регулятивные УУД:

§ самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности,

§ ставит вопросы,

§ выдвигает гипотезы

§ самостоятельно разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом.

§ выбирает целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

§ самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

· работает с разными источниками информации.

· анализирует и оценивает информацию,

· преобразовывает информацию из одной формы в другую;

· владеет составляющими исследовательской и проектной деятельности;

· даёт определения понятиям,

· классифицирует, наблюдает, проводит эксперименты,

· анализирует, делает выводы и заключения,

· структурирует материал,

· объясняет, доказывает, защищает свои идеи;

· создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.

· владеет смысловым чтением: самостоятельно вычитывает фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Средством формирования этих действий служат технологии исследовательской деятельности и проблемного диалога и технология продуктивного чтения и РКМ.

Предметные результаты изучения курса "Школьное лесничество":

· объясняет значение леса, его структуру,

· даёт характеристику.

· знает основы лесоведения и лесоводства, дендрологии, таксации, экологии, основные профессии работников лесного хозяйства.

· объясняет основные закономерности функционирования таежных экосистем.

· знает экологические группы млекопитающих и растений в лесах Сибири.

· описывает основные морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород леса своего региона; морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей, птиц и насекомых.

· знает основные виды лекарственных растений; правила сбора лекарственных растений, лесные заповедные зоны Боготольского района.

· объясняет причины, приводящие к исчезновению лесов.

· определяет виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края.

· применяет основные правила поведения в природе.

Материально-техническая база

- ноутбук

- интерактивная доска

- принтер

- проектор