ДОП «Народные инструменты»

Дополнительная общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

"Народные инструменты"

Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля учебной деятельности, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем, и направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментов (аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара), получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа разработана на основе и с учетом примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и детских школ искусств, рекомендованных Федеральным агентством по культуре и кинематографии в новой редакции г. Москва, 2005 года,, сборника материалов для детских школ искусств (автор-составитель А.О. Аракелова, г. Москва, Минкультуры России, 2012 год, примерных учебных планов по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств «живопись», «Дизайн», «Хореографическое творчество», «Музыкальное искусство» и в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.

Обучение игре на народных инструментах (аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара) включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами коллективного музицирования, игре на фортепиано и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Педагоги

    Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

    Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет.

Индивидуальные занятия:

Преподаватель первой категории по классу баяна – Кривенко Н.А. (заведующая отделением)

Преподаватель первой категории по классу баяна, аккордеона – Батова С.В.

Преподаватель по классу домры, балалайки – Аллабердина А.Р. (заведующая отделением)

Преподаватель первой категории по классу домры, балалайки – Галич Ю.В.

Преподаватель первой категории по классу домры – Зузенок Т.П.

Преподаватель по классу гитары – Бархатов В.М.

Групповые занятия, ОКФ:

Преподаватель высшей категории теоретических дисциплин и ОКФ – Тимошина Л.В. (заведующая отделением)

Преподаватель первой категории теоретических дисциплин и ОКФ – Казакова А.А.

Преподаватель первой категории теоретических дисциплин, хорового класса и ОКФ – Квирквелия М.О.

Преподаватель теоретических дисциплин и ОКФ – Пермякова Н.А.

Преподаватель высшей категории хорового класса и ОКФ - Радченко О.В.

Преподаватель хорового класса и ОКФ - Радченко М.А.

Расписание

Расписание занятий составляется на 1 сентября текущего учебного года, с учетом групповых занятий по истории и теории музыки, индивидуально с каждым обучающимся и его родителями (законными представителями).

Содержание программы

Содержание программы включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения по программе, учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы, программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.

Учебный план программы «Народные инструменты» предусматривает следующие предметные области и разделы: промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию.

Учебные предметы осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий и групповых занятий.

Программы по предметам:

Музыкальный инструмент

Сольфеджио

Музыкальная литература

Коллективное музицирование (хор\ оркестр)

Предмет по выбору ( аккомпанемент, музыкальный инструмент)

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 

Цели программы

  • Выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • Обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства на одном из народных инструментов (аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара);
  • Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Результат программы

Планируемым результатом освоения ДОП "Народные инструменты" является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • навыков публичных выступлений.

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими
  • музыкальных произведений;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого);
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

При приеме на обучение школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме вступительных прослушиваний, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Зачисление на обучение осуществляется решением комиссии по отбору детей.

Материально-техническая база

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы имеются необходимые учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием.

Библиотечный фонд школы обеспечен печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Народные инструменты".

Учебные аудитории своевременно обслуживаются и ремонтируются музыкальные инструменты.