Общеразвивающая программа «Экологический практикум»

Программа «Экологический практикум» направлена на знакомство с основными полевыми и лабораторными методами оценки состояния окружающей среды и применением их на практике.

Программа рассчитана на 72 часа в течение 1 года и предназначена для школьников 13-17 лет (8-11 классы). Программа значительно расширяет и углубляет теоретический материал школьных учебников за счет практической деятельности, предоставляет возможность обучающимся применить сформированные навыки для изучения и решения конкретных экологических проблем своей местности. Программа предполагает сбор и наблюдения за компонентами природной среды в ходе экскурсий, полевых исследований, камеральной обработки фактического материала в течение всего учебного года. Состоит из следующих модулей:

  • биомониторинговые исследования наземных, водных, почвенных экосистем;
  • физико-химические методы оценки состояния экологических сред;
  • методы оценки экологического состояния воздушной среды;
  • оформление проектов по  восстановлению нарушенных природных экосистем, улучшению экологического состояния городской (сельской) среды.

Она будет интересна старшеклассникам, планирующим в будущем связать свою профессиональную деятельность с экологией, биологией, химией, географией, т.к. носит надпредметный характер, участникам олимпиад разного уровня, школьникам, интересующимся экологическими исследованиями. Результатом реализации программы может стать межтерриториальный сетевой исследовательский проект, а также работы по экологическим проблемам своей территории.

Для абитуриентов – призеров конференций, олимпиад прибавляется от 1 до 10 баллов к сумме общих баллов ЕГЭ в зависимости от условий приема в тот или иной ВУЗ.

Педагоги

Муковозчикова Елена Николаевна – педагог дополнительного образования имеет высшую квалификационную категорию. За заслуги в области образования Российской Федерации награждена нагрудным знаком "Почётный работник общего образования Российской Федерации«.

За высокие достижения педагог награждена Благодарственным письмом Министерства образования и науки Красноярского края, Почетным знаком программы «Шаг в будущее» и нагрудным знаком «Педагог – новатор» Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» МГТУ им. Н.Э. Баумана, медалью «За службу образованию» Благотворительного фонда наследия Менделеева МХТУ им. Д.И. Менделеева. Работа педагога высоко оценивается организаторами Краевого научного общества учащихся.

Расписание

Программа рассчитана на 72 часа в год. Сдвоенные занятия, по 45 минут каждое с перерывом в 10 минут,  проводятся один раз в  неделю. 

Содержание программы

Школьники познакомятся с современными представлениями о мониторинге состояния окружающей природной среды и практическими методами  её оценки.

1. Биоиндикация. Составление программы исследований. Биоиндикация наземных экосистем: мониторинг окружающей среды по состоянию наземных растений и животных.

Биоиндикация почвенных экосистем: Основные стрессоры, антропогенные, естественные. Растения индикаторы почвенных условий. Понятие экологических шкал. Категория нарушения почвенных экосистем. Биоиндикация по беспозвоночным животным.

Биоиндикация водных экосистем. Загрязнение водных экосистем (биологическое, физическое, химическое). Оценка степени загрязнения водных экосистем с помощь видов-индикаторов и видового разнообразия в целом. Биоиндикация загрязнения водоемов по состоянию популяций водных растений сем. Рясковых, по видовому составу водорослей.

2. Физико-химические методы оценки состояния экологических сред

Параметры оценки экологического состояния вод. Методика взятия пробы: отбор проб водопроводной воды, отбор проб из рек и ручьев, отбор проб из прудов, озер, водохранилищ, отбор проб из родников, колодцев. Хранение проб.Оценка органолептических свойств воды: цветность, запах, мутность, прозрачность, или светопропускание, вкус и привкус, пенистость. Показатели, характеризующие химический состав воды. Расчет интегральной оценки качества воды.

3.  Оценка экологического состояния воздушной среды

Наблюдения за составом атмосферных осадков. Снегомерная съемка.

4. Параметры оценки экологического состояния почвы

Общие свойства почвы. Показатели естественного Нарушение почв. Характеристика загрязнения почвы. Методика взятия и подготовки почвенных проб, их анализ. Изучение микробиологической активности почвы.

5. Создание экологического проекта

 

Цели программы

Целью программы является подготовка и развитие у школьников практических умений в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.

Результат программы

По окончании изучения программы «Экологический практикум » учащиеся должны иметь:

Предметные результаты (образовательные):

  • знать, что изучает экология и зачем она нужна, основные экологические понятия и термины;
  • знать экологические факторы взаимодействия живых организмов;
  • уметь выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;
  • уметь разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора, жилого дома.

Метапредметные результаты (развивающие):

  • умение наблюдать,
  • выдвигать гипотезу,
  • анализировать,
  • объяснять полученные результаты
  • проектировать.

 У школьников должны быть сформированы навыки коммуникативные, самоорганизации и соорганизации.

Личностные результаты:

  • умение определять источники загрязнения окружающей среды;
  • умение применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности;
  • умение применять экологические знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;
  • умение осуществлять элементарные природоохранные мероприятия;
  • умение представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов.

 

 

 

 

Особые условия проведения

Программа учитывает возрастные и психологические особенности детей за счет дифференцированного  подхода к содержанию, образовательным  технологиям  и формам организации занятий

Материально-техническая база

Для проведения занятий по программе имеется:

  • учебный кабинет, оборудованный в соответствии с  нормами СанПиН;
  • лабораторное оборудование и химические реактивы;
  • цифровые и оптические микроскопы;
  • радиометр;
  • полевое снаряжение;
  • коллекции минералов и горных пород, почв;
  • проектор;
  • персональные компьютеры;
  • видеофильмы, презентации по разделам программы;
  • методическая и дополнительная литература