Шахматы

Содержание теоретического раздела программы

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание практического раздела программы

№ Раздел- количество часов Содержание

  1. Шахматная доска- 2 часа

    Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

    Дидактические игры и задания

    "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
    "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
    "Диагональ«. То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  2. Шахматные фигуры- 2 часа

    Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

    Дидактические игры и задания

  3. Начальная расстановка фигур.- 1 час

    Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

    Дидактические игры и задания

  4. Ходы и взятие фигур. 33 часа

    Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

    Дидактические игры и задания

  5. Цель шахматной партии.- 30 часов

    Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

    Дидактические игры и задания

  6. Игра всеми фигурами из начального положения- 2 часа

    . Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

    Дидактические игры и задания

Педагоги

Авдеенко Владимир Николаевич, 1 категория, кандидат в мастера спорта по шахматам. Лучшие воспитанники Кириллова Варвара-чемпионка РФ до 14 лет в 2000 году, Авдеенко Татьяна - мастер ФИДЕ, Аниконов Дмитрий - мастер ФИДЕ

Содержание программы

  1. Знакомство с шахматной доской
  2. Шахматная доска
  3. Знакомство с шахматными фигурами
  4. Знакомство с шахматными фигурами
  5. Начальное положение
  6. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья
  7. Ладья в игре
  8. Ладья в игре
  9. Знакомство с шахматной фигурой. Слон
  10. Знакомство с шахматной фигурой. Слон
  11. Слон в игре
  12. Слон в игре
  13. Ладья против слона
  14. Ладья против слона
  15. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь
  16. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь
  17. Ферзь в игре
  18. Ферзь в игре
  19. Ферзь против ладьи и слона
  20. Ферзь против ладьи и слона
  21. Знакомство с шахматной фигурой. Конь
  22. Знакомство с шахматной фигурой. Конь
  23. Конь в игре
  24. Конь в игре
  25. Конь против ферзя, ладьи, слона
  26. Конь против ферзя, ладьи, слона
  27. Знакомство с пешкой
  28. Знакомство с пешкой
  29. Пешка в игре
  30. Пешка в игре
  31. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
  32. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
  33. Знакомство с шахматной фигурой. Король
  34. Знакомство с шахматной фигурой. Король
  35. Король против других фигур
  36. Король против других фигур
  37. Шах
  38. Шах
  39. Мат
  40. Мат
  41. Ставим мат
  42. Ставим мат
  43. Ничья, пат
  44. Ничья, пат
  45. Ничья, пат
  46. Ничья, пат
  47. Ничья, пат
  48. Ничья, пат
  49. Ничья, пат
  50. Ничья, пат
  51. Ничья, пат
  52. Ничья, пат
  53. Ничья, пат
  54. Ничья, пат
  55. Рокировка.
  56. Рокировка.
  57. Рокировка.
  58. Рокировка.
  59. Рокировка.
  60. Рокировка.
  61. Рокировка.
  62. Игра всеми фигурами из начального положения
  63. Игра всеми фигурами из начального положения
  64. Игра всеми фигурами из начального положения
  65. Игра всеми фигурами из начального положения
  66. Игра всеми фигурами из начального положения
  67. Игра всеми фигурами из начального положения
  68. Игра всеми фигурами из начального положения
  69. Игра всеми фигурами из начального положения
  70. Повторение изученного материала

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Личностные:

1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

3. Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

4. Развитие творческого потенциала ребенка.

 Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

1. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

2. планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

3. Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

4. Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

5. Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные УУД:

1. Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, схематической, условно-знаковой.

2. Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

4. Делать выводы в результате совместной работы всей группы.

5. Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

6. Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

2. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Предметные:

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

· название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

· правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

· правильно помещать шахматную доску между партнерами;

· правильно расставлять фигуры перед игрой;

· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

· рокировать (делать рокировку);

· объявлять шах;

· ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход

Материально-техническая база

  1. Шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
  2. Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала», «Защита», «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», "В угол","Ограниченный король«, «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата», «Сделай ничью», «Ограниченный король» и др.
  3. Интерактивная доска.

  4.  

    Персональный компьютер.