«Информатика в играх и задачах»

Актуальность программы заключена в том что современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектуальными. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Педагоги

Пилинская Наталья Геннадьевна

Содержание программы

1. Введение в предмет. Правила техники безопасности. Предмет изучения.

2. Алгоритмы. Понятие алгоритма. Бездумный исполнитель. Команды исполнителя. Величины в алгоритме. Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной Линейный алгоритм. Алгоритм с неполной и полной формой ветвления. Циклические алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров. Запись алгоритма в виде блок-схемы. Исходные условия и результат выполнения алгоритма. Практические задание на составление алгоритмов различных видов, отладка схем алгоритма. Практические задания на выполнение алгоритма.

3. Объекты. Состав объекта. Действия объекта. Группы объектов. Составные объекты. Отношение "состоит из". Схема ("дерево") состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

4. Логические рассуждения Множества, подмножества, пересечение множеств, объединение множеств. Связь операций над множествами и логических операций. Графы. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Высказывание. Правила вывода "если – то". Цепочки правил вывода. Простейшие "и-или".

5. Модели в информатике Приемы "наоборот", "необычные значения признаков", "необычный состав объекта". Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам) аналогия, закономерность, действия объектов, признаки объектов.

Цели программы

Дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Результат программы

Знать/уметь:

  • виды алгоритмов;
  • составлять и выполнять алгоритмы;
  • описывать свойства объектов и групп объектов;
  • сравнивать объекты одной группы, описывать в табличном виде их общие свойства и отличительные признаки;
  • заполнять схему состава объекта;
  • правило "ЕСЛИ-ТО";
  • слова "И", "ИЛИ", "НЕ";
  • определять принадлежность объектов заданным множествам, в том числе подмножествам и пересекающимся множествам;
  • определять истинность высказывания со словами "И", "ИЛИ", "НЕ";
  • изображать отношения между объектами с помощью графа;
  • делать выводы с помощью простейших схем рассуждений.

Материально-техническая база

Оборудованный кабинет информатики.