Краеведческое объединение «Юный исследователь»

Направленность дополнительной общеобразовательной программы "Летопись родного края"  – туристско-краеведческая.

 

Особенностью программы является то, что она полностью составлена на материале региональной истории, предполагает поэтапное его изучение и применение полученных знаний в практической деятельности, а именно:

  • Программа сочетает в себе курсы истории, этнографии, музееведения и экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность краеведческого объединения, начиная с получения учащимися исторических знаний, знакомства с коренными народами Таймыра, знаменитыми земляками, основами музееведения и целостной интерпретации полученных знаний в экскурсиях, разработанных по созданным экспозициям, докладах и сообщениях, исследовательских работах.
  • Большой раздел программы отведён на изучение музейного дела и экскурсоведения. Школьные музеи вносят существенный вклад в развитие системы патриотического воспитания юных граждан, становятся сегодня базой углубленного изучения истории, культуры, природы родного края, формирования у учащихся навыков исследовательской и общественно-полезной деятельности, профессионального самоопределения.
  • Работа в школьном музее способствует формированию у учащихся навыков по сбору и систематизации краеведческого материала, умения сопоставлять и анализировать материал о родном крае и его роли в истории всей страны, умения написать и правильно оформлять исследовательскую работу, приобретается опыт работы с архивными документами.

Помимо этого, универсальность краеведения как науки предполагает приобретение учащимися знаний многих других наук: истории, географии, литературы, этнографии, источниковедения и т. д. И использование этих знаний в творческой, исследовательской, музейной деятельности.

Педагоги

Шугайлюк Дмитрий Васильевич, педагог дополнительного образования. Образование – высшее, в 2005 году окончил Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева по специальности «История», квалификация «Учитель истории и права» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». С целью повышения профессионального уровня прошёл курсы повышения квалификации:

· 2017 г., "Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс";

· 2017 г., "Актуальные инструменты обновления содержания и технологий дополнительного образования";

· 2017 г., "Технологии повышения качества профессионально-педагогической деятельности: конфликтология";

· 2017 г., "Деловой имидж современного педагога в контексте Профессионального стандарта";

· 2018 г., "Оказание первой помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью в образовательных организациях";

· 2018 г., "Развитие профессиональной компетентности педагога по работе с семьей";

· 2018 г., "Организация работы с обучающимися по формированию культуры собственной безопасности средствами модульной программы "Универсальный КОД безопасности".

С целью обобщения и распространения опыта принимает участие в конкурсах профессионального мастерства:

2018 г., Всероссийское тестирование педагогов, Диплом;
2019 г., Международная педагогическая олимпиада "Феномен тьюторства в современной образовательной системе", диплом призера, 2 место.

Расписание

Занятия проводятся в кабинете № 38 Центра «Юниор». Подробное расписание занятий опубликовано в разделе "Группы".

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения:

1. Родной край. Географическое положение и природные особенности. Социально-экономическое развитие.

2. Освоение Таймыра в XVII – XVIII вв.

3. Освоение Арктики в XIX в.

4. Освоение Арктики в XX в.

5. Изучение родного города.

6. Военная история Таймыра.

7. Знаменитые земляки, внёсшие свой вклад в развитие литературы, науки, искусства Таймыра.

 

Учебно-тематический план 2 года обучения:

1. Вводное занятие.

2. Изучение этнических групп населения, проживающих на территории Таймыра.

3. Организация работы школьного музея.

3.1 История музейного дела в нашей стране.

3.2 Основы теории и организации музейного дела.

3.3 Школьный музей, его признаки и задачи. Положение о школьном музее.

3.4 Роль школьного музея в системе воспитания и образования учащихся.

3.5 Принципы организации и работы школьного музея. Паспортизация.

3.6 Профили школьных музеев.

3.7 Совет и актив музея. Их роль в создании и деятельности музея.

3.8 Фонды музея. Их состав. Научная организация фондовой работы.

3.9 Учёт и хранение фондов школьного музея.

3.10 Собирательская, поисковая работа.

3.11 Экспозиционная работа.

3.12 Исследовательская работа.

3.13 Культурно-массовая работа.

3.14 Итоговое занятие.

Учебно-тематический план 3 года обучения:

1. Вводное занятие.

2. Экскурсионное дело.

3. История населённого пункта.

4. Родная школа, её история и традиции.

5. Туристские возможности родного края.

Цели программы

Цель программы: воспитание патриотического сознания и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведения и музейного дела.

Результат программы

Программа направлена на развитие у обучающихся такой компетентности как «Наблюдение» – способность и стремление фиксировать факты окружающей действительности и сравнивать их с имеющимся знанием.

А также по итогам освоения программы, обучающиеся должны

знать:

  • историю, географию, флору и фауну Таймыра;
  • культуру Таймыра;
  • коренные народности, проживающие на Таймыре, их численный состав, расселение, основные виды хозяйственной деятельности;
  • историю и достопримечательности города Дудинка;
  • иметь представление об истории музейного дела в нашей стране;
  • задачи, социальные функции школьных музеев;
  • основные формы работы с музейной аудиторией;
  • методику и приемы экскурсионного показа;
  • приемы построения экскурсионного рассказа;
  • основные принципы составления и проведения музейной экскурсии и экскурсии по населенному пункту;
  • экскурсионные объекты, памятники истории и культуры, находящиеся на территории Таймыра.

уметь:

  • проводить беседы и записывать воспоминания или рассказ свидетеля исторического события и т. д.;
  • оформлять стенды и выставки;
  • составлять экскурсионный маршрут по музею, по населенному пункту;
  • составлять текст экскурсии;
  • проводить экскурсию;
  • разрабатывать маршрут экскурсии по городу;
  • работать с различными источниками информации;
  • формулировать цель и задачи исследования;
  • самостоятельно работать с научной и краеведческой литературой;
  • самостоятельно готовить сообщения и доклады;
  • работать с научной и справочной литературой, картографическим материалом, документальными источниками;
  • обладать культурой устного доклада;
  • работать с географической и физической картой Таймыра и Красноярского края.

Особые условия проведения

Приём на обучение по программе свободный и осуществляется в начале учебного года. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Программа реализуется в учебном кабинете, оснащенном необходимым оборудованием и материалами. Материально-техническое обеспечение для реализации программы (из расчета 10 человек в группе) включает в себя:

1. Оборудование – компьютер, проектор, экран, классная доска, сканер, принтер, фотоаппарат, диктофон, географическая карта России, географическая карта Красноярского края, географическая карта Таймыра, карта-схема г. Дудинка.
2. Учебно-методические материалы – при реализации программы используется имеющаяся методическая база, разработанная педагогами и специалистами-краеведами:

  • Краеведение: Пособие для учителей. Под ред. А.В. Даринского. М., 1987 г.
  • Методическое пособие «Вопросы и ответы для краеведческих и этнографических викторин», г. Дудинка, 2005 г.
  • Сборник «Тесты и кроссворды для краеведческих викторин и олимпиад», г. Дудинка, 2005 г.
  • Подписка на научно-популярный журнал «Юный краевед», г. Москва.
    Марченко О.Н. «Фольклор коренных народов Таймыра». СПб., «Издательство «Дрофа», 2005 г.
  • Подборка фольклорных произведений коренных народов Таймыра.
  • Подборка методической и художественной литературы.
  • Попова М.И. «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра» (Пособие для учителей и учащихся) К., 1993 г.
  • Попова М.И. «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра» (Хрестоматия) К., 1995 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 2 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа», 2006 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 3 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа», 2002 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 4 кл. – СПб.: «Издательство «Просвещение», 2002 г.
  • Попова М.И. «Уроки предков». Учеб. пособие для 5 кл. – СПб.: «Издательство «Дрофа», 2003 г.
  • Марченко О.Н. «Фольклор народов Таймыра». Хрестоматия. СПб.: «Издательство «Дрофа», 2005 г.
  • Филиппова Л.И. «Литературное краеведение», I, II части. Учебная хрестоматия для школ Крайнего Севера. СПб: «Издательство «Дрофа», 2006 г.
  • Методическое пособие "Организация деятельности музея образовательного учреждения".

Стоимость

Без родительской платы.