Предпрофессиональная программа «Народные инструменты»

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля учебной деятельности, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.

Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» и направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на народных инструментах, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на народных инструментах (аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара) включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами коллективного музицирования, игре на фортепиано и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Педагоги

 

Лаптев Станислав Андреевич, заведующий отделением народных инструментов, преподаватель высшей квалификационной категории (баян);

Марков Александр Сергеевич, преподаватель высшей квалификационной категории (баян);

Светлицкая Джанна Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории (баян);

Ткач Александр Павлович, заслуженный работник культуры Красноярского края, преподаватель высшей квалификационной категории (аккордеон);

Ткач Ольга Александровна, преподаватель первой квалификационной категории (аккордеон);

Торгашин Никита Владимирович, преподаватель (аккордеон);

Арленекова Елена Игоревна, заслуженный работник культуры Красноярского края, заведующая отделением струнно-щипковых инструментов, преподаватель высшей квалификационной категории (домра);

Гельмандинов Данила Алексеевич, преподаватель (домра);

Солнышкина Полина Леонидовна, преподаватель (домра);

Шестиалтынов Антон Александрович, преподаватель первой квалификационной категории (балалайка);

Вильдайс Олег Иванович, заведующий отделением классической гитары, преподаватель первой квалификационной категории (гитара);

Лобанова Светлана Александровна, преподаватель первой квалификационной категории (гитара);

Колтун Игорь Владимирович, преподаватель (гитара);

Нескуба Александр Юрьевич, преподаватель (гитара).

Расписание

Расписание занятий составляется на 1 сентября текущего учебного года индивидуально с каждым обучающимся и его родителями (законными представителями) с учетом занятий по групповым предметам (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хор, оркестр, ансамбль).

Содержание программы

Срок освоения программы для детей, поступивших в школу в 1 класс в возрасте 6,6 – 9 лет составляет 8 лет, для поступающих в возрасте 10 - 12 лет составляет 5 лет, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

Содержание программы включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы, учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы, программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.

Учебный план программы предусматривает следующие предметные области: музыкальное исполнительство, теория и история музыки и разделы: консультации, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию.

Учебные предметы и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий и групповых занятий.

Программы по предметам:

ПО.01.Музыкальное исполнительство:

ПО.01.УП.01 Специальность

ПО.01.УП.02 Ансамбль

ПО.01.УП.03 Фортепиано

ПО.01.УП.04 Хоровой класс

ПО.02.Теория и история музыки:

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

ПО.02.УП.02 Слушание музыки

ПО.02.УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

В.00 Вариативная часть:

В.01.УП.01 Оркестр

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства на народных инструментах и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Результат программы

Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области музыкального исполнительства:

знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
знания музыкальной терминологии;
умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на народном или национальном инструменте;
умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном инструменте;
умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном или национальном инструменте;
навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
навыков импровизации на народном или национальном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или национальном инструменте и на фортепиано;
навыков подбора по слуху;
первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых).
в области теории и истории музыки:

знания музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном или национальном инструменте, а также фортепиано;
умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
навыков восприятия элементов музыкального языка;
навыков анализа музыкального произведения;
навыков записи музыкального текста по слуху;
навыков вокального исполнения музыкального текста;
первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

При приеме на обучение школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме вступительных прослушиваний, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти. Поступающий по желанию, может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на народном инструменте. Зачисление на обучение осуществляется решением комиссии по отбору детей на рейтинговой основе.

Материально-техническая база

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы имеются необходимые учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с двумя концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием.

Библиотечный фонд школы обеспечен печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Народные инструменты".

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию, своевременно обслуживаются и ремонтируются музыкальные инструменты.