«Основы экологии»

Тема экологии в настоящее время приобретает особое значение и становится личной ответственностью каждого. Сегодня и в ближайшем будущем само существование человека на планете Земля будет определяться присутствием у него экологического сознания и экологически обоснованного поведения.

 

И, если воспитание экологического сознания возможно на занятиях по окружающему миру, то экологически целесообразное поведение формируется только в процессе практической деятельности, в результате взаимодействия с природными объектами.

 

Программа предусматривает выработку у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, эмоционально положительного отношения к ней, а также навыков участия в природоохранной деятельности. Её задача – воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить природу, бережно относиться к ней и делать посильный вклад для её сохранения.

Педагоги

Бурлака Ольга Анатольевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский государственный педагогический университет, 1993; квалификация: учитель биологии и сельского хозяйства.

Педагогический стаж работы: 26 лет.

Награды:

2017 год – Почётная грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

2018 год – Благодарственное письмо Главы ЗАТО г. Железногорск.

 

Григорьева Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, биологический факультет Красноярского государственного университета (сейчас – СФУ), 1994 год.

Общий стаж: 26 лет.

Стаж работы в ДЭБЦ: с 1995 года.

Награды, звания:

2012 год – Кадровый работник ДЭБЦ, занесена на Доску Почёта учителей России http://доскапочета.учителяроссии.рф/.

2012 год – Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности и многолетний плодотворный труд.

2012 год – Благодарственное письмо Главы ЗАТО г. Железногорск за большой вклад в развитие естественнонаучного образования в ЗАТО Железногорск, привлечению подрастающего поколения к участию в мероприятиях по охране окружающей среды и в связи с 40-летием всемирного дня охраны окружающей среды.

2013, 2014 годы – Победитель краевого конкурса на присуждение денежного поощрения лучшим педагогам, работающим с одарёнными детьми.

2017 год – Участник Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогического мастерства».

2018 год – Присвоено звание «Ветеран труда».

Повышение квалификации:

2014 год – «Информационные процессы в естественнонаучном образовании», ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».

 

Коноваленкова Марьяна Викторовна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Образование: высшее, Красноярский государственный ордена «Знак Почета» педагогический институт, специальность «Биология и химия», 1993.

Повышение квалификации

Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», профессиональная переподготовка по специальности «Менеджмент образовательной организации», 2018 г.

Общий педагогический стаж – 27 лет.

Награды, звания:

Почетный работник общего образования Российской Федерации (2008 г.),

Заслуженный педагог Красноярского края (2016 г.).

 

Сомова Ольга Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Красноярский государственный университет, специальность – биология. Гидробиолог, ихтиолог, 1989 год.

Достижения:

2016, 2017, 2019 годы – победитель конкурсного отбора педагогов краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, успешно работающих с одаренными детьми, для выплаты денежных премий за наличие высокого рейтинга в базе данных «Одаренные дети Красноярья».

2017 год – внесена во Всероссийскую книгу почета «Лучшие педагоги России» за высокие достижения и результаты профессиональной деятельности, значительный вклад в образование и воспитание подрастающего поколения. Центр интеллектуального развития Лучшие педагоги России.

2019 год – Молодежная премия за достижения в области социально-экономического развития ЗАТО Железногорск, номинация «За успехи в области науки и образования», руководитель объединения «Водная экология».

Повышение квалификации:

2017 год – ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК» по программе: «Организация поисковой краеведческой работы в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования», г. Москва, 72 часа.

2018 год – КГАОУ ДПО (ПК) С ККИПКиППРО по теме: «Образовательный проект как средство изменения содержания дополнительного образования детей», 72 часа.

2019 год – «Формирование профессиональных компетенций воспитателя в процессе к подготовки к проведению игрового Чемпионата Babyskills». Эксперт игрового муниципального Чемпионата.

 

Таланова Татьяна Петровна – педагог дополнительного образования.

Образование: высшее, 2005 г. Красноярский государственный аграрный университет; средне-специальное: 2001 г. Рыбинский сельскохозяйственный техникум, специальность - зоотехник.

Общий стаж работы: 29 лет.

Содержание программы

Предусматривает 4 года обучения. Каждый год обучения в программе имеет свою содержательную тему:

 

1. «Добро пожаловать в экологию».

Знакомство с живой и неживой природой, сезонными изменениями и приспособленностью организмов к ним; животным и растительным миром города, ближайшего природного окружения и животными живого уголка. Включает наблюдения в природе, уход за животными; творческую и проектную деятельность – рисунки и рассказы о животных и растениях, создание мини-проекта «Живой уголок у меня дома». Формирует представление о месте человека в природе и зависимости его здоровья и состояния от состояния окружающей среды.

 

2. «Выживание в природе».

Живые организмы, как животные, так и растения, во всём многообразии их проявлений: жизненная форма, способы питания и защиты, взаимоотношения и взаимосвязи. Знакомство с необычными и редкими животными и растениями, мерами по их сохранению. Практическая деятельность по осмыслению и экологически целесообразной организации собственных бытовых привычек, направленных на сбережение ресурсов и сохранение чистоты природной среды.

Участие в конкурсах, экологических акциях, проекте «Красная Книга микрорайона».

 

3. «В царстве живой природы».

Знакомство с многообразием животного и растительного мира; значением животных и растений в природе и для человека; углубление представлений о видовом разнообразии природного окружения и получение первичных навыков определения живых организмов по внешнему виду.

Развитие представлений о месте и роли человека в природе. Здоровый образ жизни и принципы его формирования. Соотнесение потребностей человека и нарушения связей в природе, отрицательное влияние человека на окружающую среду. Природоохранная деятельность взрослых и учащихся. Профессии, связанные с охраной природы. Проведение экскурсий в природу, городской зоопарк и живой уголок Центра; участие в эколого-психологическом тренинге, и акциях. Проекты «Поможем сохранить жемчужину города – городское озеро» и «Животные в истории моей семьи».

 

4. «Среды жизни и сообщества организмов».

Знакомство с экологическими законами, определяющими жизнь растений и животных в сообществе, в своей среде обитания и во взаимодействии со всеми обитателями. Экологические законы как основа модели поведения человека в отношении как ближайшего природного окружения, так и планеты в целом. Расширение представления о взаимосвязях в природе, помогающее детям в формировании целостного взгляда на природу, экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

 

Во всех частях программы экологические знания являются не самоцелью, а средством формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой школьником в разных видах деятельности.

Цели программы

Формирование у младших школьников основ экологической культуры в процессе освоения знаний и практического взаимодействия с окружающей природной средой.

Результат программы

1 год обучения:

Предметный результат. Обучающиеся должны знать:

  • об экологии, как науке о доме живых существ на Земле;
  • объекты живой и неживой природы;
  • основные приспособленности живых организмов к сезонным изменениям;
  • основные виды животных и растений ближайшего природного окружения;
  • потребности, необходимые для жизни и здоровья человека;
  • элементарные правила поведения в природе.

Метапредметный результат. Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • давать эмоциональную оценку своей деятельности;
  • выполнять задание по предложенному педагогом плану;
  • ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания;
  • перерабатывать полученную информацию;
  • принимать правила работы в паре, совместно договариваться;
  • работать с текстом, находить нужную информацию по заданию при помощи педагога;
  • участвовать в экологической деятельности вместе со взрослыми;
  • презентовать с помощью педагога результаты своей деятельности

Личностный результат. Обучающиеся научатся:

  • выполнять элементарные правила поведения в природе;
  • оценивать состояние окружающей среды с позиций хорошо, плохо;
  • участвовать в экологической деятельности вместе со взрослыми.

 

2 год обучения:

Предметный результат. Обучающиеся должны знать:

  • разнообразие жизненных форм живых организмов как приспособленности к выживанию;
  • способы защиты растений и животных;
  • основные виды охраняемых растений и животных ближайшего природного окружения;
  • влияние человека на природу и экологических проблемах на местном уровне;
  • основные правила поведения в природе.

Метапредметный результат. Обучающиеся научатся:

  • выполнять задания на основе заданного алгоритма;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • осознано строить речевое высказывание;
  • доносить свою позицию до других;
  • осмысленно и правильно использовать экологические термины;
  • сотрудничать в группе, презентовать результаты своей деятельности.

Личностный результат:

Самостоятельность в экологически ориентированной деятельности и выполнении заданий. Проявление собственной инициативы по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, растениям, животным.

 

3 год обучения

Предметный результат. Обучающиеся должны знать:

  • основные систематические группы растений и животных, их экологическое значение;
  • редкие виды растений и животных Красноярского края;
  • о некоторых экологических проблемах, о значении охраны природы.

Метапредметный результат. Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно определять, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять её в виде текста, таблицы, схемы;
  • работать с разными источниками информации самостоятельно и по заданию педагога;
  • взаимодействовать в группе, адекватно воспринимать информацию, слышать и слушать собеседника;
  • презентовать результаты своей работы в разной форме;

Личностный результат:

  • проявление самостоятельности в выборе объектов экологической деятельности и выполнении заданий;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • посильное участие в решении экологических проблем местного уровня.

 

4 год обучения.

Предметный результат. Обучающиеся должны знать:

  • основные экологические факторы неживой и живой природы;
  • разнообразие сред жизни на Земле, приспособленности к ним живых организмов;
  • многообразие отношений живых организмов;
  • сообщества живых организмов на примере ближайшего природного окружения.

Метапредметный результат. Обучающиеся научатся:

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • самостоятельно составлять план работы для нахождения необходимой информации;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • организовывать свою работу и работу в группе;
  • владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Личностный результат:

  • проявление требовательности к себе и окружающим людям в вопросе соблюдения норм и правил поведения в природе;
  • применение различных технологий практического взаимодействия с природными объектами;
  • самостоятельный контроль своего поведения, поступков, соотнесение их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для окружающей среды.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

6 кабинетов, содержащих:

  • ученические столы – 6-8 шт.;
  • стол для педагога – 1 шт.;
  • демонстрационный стол – 1 шт.;
  • ученическая доска – 1 шт.;
  • телевизор – 1 шт.

Учебно-опытный участок:

Отделы учебно-опытного участка:

  • овощных растений;
  • цветочно-декоративных растений;
  • лекарственных растений;
  • дендрарий.

Лаборатории:

  • живой уголок (46 видов животных);
  • зимний сад.

Теплицы:

  • овощных растений;
  • цветочно-декоративных растений.

Компьютерный кабинет на 10 посадочных мест.