«Эколошкин чемодан»

При подаче материала используется метод сказко-терапии для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.Все занятия направлены на развитие экологической культуры ребенка, обогащение словарного запаса и соответствуют по сложности детям данного возраста. В ходе реализации программы формируются навыки правильного поведения в природе, воспитываются такие навыки как любовь и забота. Программа составлена с учетом интересов обучающихся и их родителей. Способствует решению задач, стоящих перед детьми и их родителями в плане формирования экологических представлений.Теоретическая часть - краткая, ведется от лица сказочного персонажа – Эколошки, чередуется с играми и игровыми упражнениями, что способствует повышению интереса к занятиям в объединении. Практическая часть включает создание аппликаций, поделок, рисунков; проведение опытов, наблюдений, конкурсов и экскурсий, способствующие привитию интереса к разнообразию и красоте растительного и животного мира, формированию качества коллективизма.

Педагоги

Воробьева Наталья Александровна, первая квалификационная категория, общий педагогический стаж 24 года. Владеет современными образовательными технологиями, работает с различными информационными ресурсами, использует в деятельности проектную и исследовательскую компетенцию. Участник муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Мой лучший урок".

Содержание программы

Тема 1. Мир природы.

Введение. Знакомство с героем – Эколошкой. Инструктаж по техника безопасности. Викторина "Чудеса".

Практические занятия.

Растения вокруг нас. Что такое крупа, нитки, бумага? Д/и «Угадай крупу?». Аппликация из круп "Любимый цветок".

Животные в нашей жизни. Разгадывание кроссенса «Дикие звери». Пластилинография «Ежик» или «Совенок» (по выбору обучающихся).

Подводный мир. Зарисовка морских обитателей. Мини-выставка работ "Мир природы".

Экскурсия на огород.

Тема 2. Осенняя пора.

Секрет разноцветных листьев и тайна лиственницы. Особенности хвойных деревьев.

Животные и птицы осенью. Игра "Кто где спрятался?"

Практические занятия.

Листопад. Экологический бой «Знатоки природы». Рисование пальчиками на тему "Листопад".

Гербарий. Составление гербария.

Грибы. Работа с карточками «Съедобные и ядовитые грибы». Обучающая игра «Гриб, грибок». Мини-выставка работ "Осень"

Экскурсия в бор. "Приметы осени".

 Тема 3. Волшебница зима.

Животные в зимнюю пору. Обучающая игра «Кто, чем питается?». Составление кроссенса "Зима в лесу".

Практические занятия.

Изготовление поделок к акции "Живи, елочка".

Чудесные снежинки. Мастер-класс по вырезанию снежинок.

Зимний пейзаж. Рисование заснеженных деревьев.

Круглый стол: «Укрепление иммунитета». Аппликации «Витамины». Мини-выставка работ.

Экскурсии:

- в бор. «Снег и его значение». Д/и «Кто есть кто?», "Чей след?".Опыт "Свойства снега".

- на участок д/с «Зимующие птицы». Особенности оперения. Развешивание кормушек. Д/и "Чей голос?".

 Тема 4. Тайны капли воды.

Вода на нашей планете. Круговорот воды в природе. Театрализация "Сказка о каплях".

Практические занятия.

Значение воды в нашей жизни. Правый приток Енисея – река Кан. Опыт «Свойства воды».

Тема 5. Домашние питомцы и комнатные растения

Домашние животные и птицы города, села. Уход, содержание. Рисование на тему "Домик для попугая".

Практические занятия.

Аквариум и его обитатели. Уход за рыбками, смена воды. Содержание по видам. Подвижная игра «Спаси рыбок», дидактическая игра "Найди лишнее".

Экскурсия на СЮН. «Комнатные растения». Правильный подбор растений для класса, расположение.

 Тема 6. Здравствуй, весна.

Изменение образа жизни животных. Составление кроссенса "Чья шубка?".

Практические занятия.

Зеленый лучок. Эксперимент с луком – посадка в землю, песок, опилки и воду.

Животные весной. Круглый стол «Птицы в сельском хозяйстве. Польза или вред?». Коллективная зарисовка птиц на ватмане.

Экологический десант. Уборка территории сада и развешивание скворечников.

 Экскурсии:

- в парк "Признаки весны".

- на огород детского сада. Посев семян цветов и капусты на рассаду.

Виртуальная экскурсия в бор и на поле "Пробуждение природы".

 Тема 7. Наш город, наш край.

Животные, занесенные в Красную книгу. Разгадывание ребуса. Аппликация "Изготовление кабарги из природного материала".

Практические занятия.

Исчезающие виды растений. Разгадывание кроссворда. Обучающая игра "Растительный мир"

Лекарственные травы. Круглый стол «Сохраним животный и растительный мир». Выставка работ.

Заключительное. Охрана природы. Разработка правил друзей природы. Викторина "Наш край".

Экскурсия в музей "Животный и растительный мир Канского района".

 

 

Цели программы

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к окружающей природе, ее явлениям и объектам.Вовлечение детей в простейшую трудовую деятельность. 

Результат программы

В результате освоения программы «Эколошкин чемодан» дошкольники должны знать:

· экология – наука о связи живых организмов со средой обитания;

· планета Земля – наш большой дом;

· свойства воды, значение воды для всего живого;

· значение воздуха на земле;

· о росте и развитие животных и растений, их связи со средой обитания;

· способы охраны окружающей среды;

· о взаимодействии человека с природой;

уметь:

· проводить простые опыты с водой;

· делать зарисовки на заданную тему;

· наблюдать за изменениями в живой и неживой природе;

· наблюдать и ухаживать за питомцами живого уголка природы;

· наблюдать и ухаживать за растениями в группе, саду;

· предвидеть последствия деятельности людей в природе;

· оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

· беречь богатства природы в повседневной жизни.

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучающихся дошкольного возраста (6-7 лет).

Группы обучающихся набираются без предъявления требований к базовым знаниям на добровольной основе.

Материально-техническая база

Для организации образовательных практик по программе используются материально-технические ресурсы .

1. Учебные кабинеты, оснащённые необходимым оборудованием для проведения занятий по программе, соответствующие нормам и требованиям к учебным помещениям.

2. Компьютерная техника для просмотра видеофильмов зарисовок по программе.

3. Наглядные и раздаточные материалы.

4. Канцелярские товары.