- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Психология
- Введение в проектно-исследовательскую деятельность
Введение в проектно-исследовательскую деятельность
На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры; программа позволяет подготовить самостоятельно мыслящего исследователя, поднять авторитет науки, научить учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Проект реализуется самим старшеклассником.
Педагоги
Хромова (Сорокина) Ольга Владимировна, «учитель информатики» с дополнительной специальностью «педагог-психолог»; "Исследователь. Преподаватель-исследователь"
Содержание программы
Размышления о себе
Любимые книги. Правила общения. Мои способности. Успешность для меня. Увлечения. Темы исследования
Подготовка к проведению исследования.
Определение объектной области, объекта и предмета.
Формулирование темы, проблемы и определение актуальности.
Изучение научной литературы. Определение гипотезы
Цели и задачи исследования. Методы исследования
Проведение исследования.
План Исследования
Сбор материалов, проведение практической части
Обработка результатов исследования. Структурирование выводов
Оформление исследовательской работы.
Титульный лист. Введение. Оглавление. Основная часть. Заключение. Работа с текстовым редактором. Работа с редакторами презентаций.
Защита результатов исследования
Навыки публичного выступления.
Проект и его отличие от исследования
Алгоритм работы над проектом. Проектирование и исследование. Концептуализация, целеполагание, подбор методов и средств достижения поставленных целей, планирование хода работы. Оценка результатов и соотнесение с гипотезой. Окончательные выводы и их интерпретация
Эссе
Элементы структуры эссе. Тезис-антитезис-синтез. Алгоритм написания эссе. Выбор темы эссе.
Критерии оценивания проектных и исследовательских работ
Осведомлённость. Научность. Самостоятельность. Значимость. Системность. Структурированность.
Презентация результатов работы
Завершение курса. Заполнение анкет Самооценивания
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию личности обучающихся, а именно:
• адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
• проявлять социальную ответственность;
• самостоятельно добывать новые знания;
• конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
• генерировать новые идеи, творчески мыслить.
•.научить посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Результат программы
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.
У школьников будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
личностные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Коммуникативные
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Особые условия проведения
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся, который помогает наиболее успешно усваивать материал и стимулирует творческие способности.
Материально-техническая база
каб 3-10, МАОУ Гимназия № 9