Введение в проектно-исследовательскую деятельность

 

На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры; программа позволяет подготовить самостоятельно мыслящего исследователя, поднять авторитет науки, научить учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Проект реализуется самим старшеклассником.

Педагоги

Хромова (Сорокина) Ольга Владимировна, «учитель информатики» с дополнительной специальностью «педагог-психолог»;      "Исследователь. Преподаватель-исследователь"

 

Содержание программы

 

Размышления о себе
Любимые книги. Правила общения. Мои способности. Успешность для меня. Увлечения. Темы исследования
Подготовка к проведению исследования.

Определение объектной области, объекта и предмета.
  
Формулирование темы, проблемы и определение актуальности.
 
 Изучение научной литературы. Определение гипотезы
 
 
Цели и задачи исследования. Методы исследования
Проведение исследования.

План Исследования
  
Сбор материалов, проведение практической части
 
 Обработка результатов исследования. Структурирование выводов
Оформление исследовательской работы.

Титульный лист. Введение. Оглавление. Основная часть. Заключение. Работа с текстовым редактором. Работа с редакторами презентаций.

 Защита результатов исследования
Навыки публичного выступления.
Проект и его отличие от исследования

Алгоритм работы над проектом. Проектирование и исследование. Концептуализация, целеполагание, подбор методов и средств достижения поставленных целей, планирование хода работы. Оценка результатов и соотнесение с гипотезой. Окончательные выводы и их интерпретация
Эссе

Элементы структуры эссе. Тезис-антитезис-синтез. Алгоритм написания эссе. Выбор темы эссе.
Критерии оценивания проектных и исследовательских работ

 

Осведомлённость. Научность. Самостоятельность. Значимость. Системность. Структурированность.
Презентация результатов работы

 
Завершение курса. Заполнение анкет Самооценивания

 

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию личности обучающихся, а именно:

•   адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

•   проявлять социальную ответственность;

•   самостоятельно добывать новые знания;

•   конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

•   генерировать новые идеи, творчески мыслить.

•.научить посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Результат программы

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

 

Учащиеся должны  владеть навыками:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных приборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования. 

У школьников  будут сформированы:

·      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·      ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·      способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·      чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные

 

·      планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·      учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·      осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·      оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·      адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·      различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

·      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·      самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

личностные:

·      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·      осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·      строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·      проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные

·      адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·      допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·      формулировать собственное мнение и позицию;

·      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·      задавать вопросы;

·      использовать речь для регуляции своего действия;

·      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Особые условия проведения

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся, который помогает наиболее успешно усваивать материал и стимулирует  творческие способности.

Материально-техническая база

каб 3-10,  МАОУ Гимназия № 9