Вокальная студия «Нотки»

 

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка может стать эмоционально – оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие
других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальная задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Данная программа дает возможность обучающимся:
1. развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;
2. формировать основы музыкальной культуры;
3. формировать общую духовную культуру;
4. участвовать в концертах, фестивалях, конкурсах;
5. обогащать вокальный опыт: знание детей о вокале,расширять знания об истории вокального искусства, о вокальной терминологии.

Педагоги

Стырькова Наталья Николаевна -лауреат краевых, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Является постоянным участником знаковых культурных событий г. Красноярска.

Содержание программы

Программа состоит из 2 блоков, которые делятся на теоретических и практических занятия.
Вводное занятие
Теория: правила техники безопасности, проверка голосовых данных у детей, ознакомление с основами вокального искусства, строение голосового аппарата.
1. Вокальная работа
1.1. Постановка корпуса
Теория: певческая установка и звукоизвлечение.
Практика: положение корпуса тела, рук, ног, головы во время пения.
1.2. Дыхательная гимнастика
Теория: основы певческого дыхания, дыхание на счет, выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределить на музыкальную фразу. Типы дыхания.
Практика: упражнения «Свечка», "Маятник«.
1.3. Работа над интонацией, формирование качества звука
Теория: формирование вокального звука.
Практика:                                                                                                                                           1.пение песен-упражнений из 2-х – 3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, с названием звуков) типа: V-IV-V, III-II-I, V-IV-III, I-V-III-I, и т.д.;                       2.пение гамм вверх ивниз, тоническое трезвучие, I и III ступеней в мажоре и миноре;                                   3. несложных песен с текстом;                                                                                                                       4. работа над интонацией.
1.4. Работа над развитием артикуляционного аппарата
Теория: понятие дикции, артикуляция при пении.
Практика: проговаривание скороговорок, ритмослогов. Пение упражнений «Часики», "Ехал Грека через реку".
2. Сольфеджио
2.1. Теория: ритм, ритмический рисунок.
Практика: проговаривание длительностей с помощью специальных
ритмослогов.
2.2. Теория: звуки гаммы До мажор.
Практика: вокально-интонационные упражнения, пение по нотам
"Маленькая Юлька«, «Закличка», "Считалочка«.
2.3. Теория: пульс, доли.
Практика: движение под музыку ритмично, делая хлопок на сильную долю.
2.4. Теория: начала композиторства.
Практика: сочинение мелодий к заданным стихам: «Маша», "Ладушки",
"Про лису«, «Дождик», "Маленькая скрипочка".
2.5. Теория: ритмическое двухголосие.
Практика: работа в заданном ритмическом рисунке, подключая движения
рук и ног.
К концу первого года обучения дети научатся:
1. чистоте интонации звучания;
2. певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;                                                                            3. петь сольфеджио вокальные упражнения;
4. петь с текстом несложные песни;
5. работать с простыми ритмическими группами;

Цели программы

Цель: формирование интереса у детей к музыкальному искусству, привитие любви к хоровому и вокальному пению, формирование вокально–хоровых навыков, чувство музыки, стиля.

Основные задачи:

Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.

Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а также развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

Результат программы

Предметные результаты программы.

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

 

Метапредметные результаты. Личностные результаты:

- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

 

Познавательные.Обучающиеся научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

- рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

- адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

 

Регулятивные.Обучающиеся научатся:

- планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

- мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

 

Коммуникативные. Обучающиеся научатся:

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

- использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

– опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

 

Особые условия проведения

Организационная модель образовательного процесса блочная (работа с чередованием предметных областей).
В процессе образовательной программы используются следующие методы обучения:
1. перцептивные методы (передача и восприятие информации посредством органов чувств);
2. словесные (рассказ, объяснение и т.п.);
3. наглядные (выполнение упражнений, ориентируясь на образец, копируя предложенный образец);
4. иллюстративно-демонстративные;
5. практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение технологий);
6. логические (организация логических операций – аналогия, анализ, индукция, дедукция);
7. гностические (организация мыслительных операций – проблемнопоисковые, самостоятельная работа, проблемные ситуации и пробы);
8. диалог между преподавателем и обучающимся.

Материально-техническая база

Для успешного осуществления обучения по программе необходимо следующее материально-техническое оснащение:

1. просторное, светлое, оборудованное помещение;
2. фортепиано;
3.ноутбук;
4. видеозаписи концертов исполнителей лучших образцов эстрадной музыки;
5. аудиозаписи музыкальных произведений по темам программы;
6. методические разработки занятий и мероприятий воспитательной направленности;
Электронные носители: CD-диски и USB- носители.
Информационное обеспечение: в условиях реализации программы необходим доступ учащихся к фонду интернет-ресурсов.